НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
Москва изучит содержание учебников государственных школ Балтии
Latvijas avīze (перевод)
Очередные упреки в «фальсификации настоящей истории» и политизации прозвучали в адрес авторов учебников государственных школ Балтии. Исследование содержания учебников бывших советских республик на этой неделе было представлено в Москве.

И хотя латвийская учебная литература опять изучалась на предмет оправдания деятельности латышского легиона, больше всего в исследовании «Освещение общей истории России и постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств» досталось Грузии, Украине и странам Средней Азии. Авторам анализа показалось оскорбительным, что про Россию, как колониальную власть, которая народам несет только несчастье, пишут даже в учебниках истории входящих в состав СНГ Казахстана и Азербайджана. Как удивительные трактуются и минимальные знания о российских и советских вождях. Вроде как мало незнания о февральской революции 1917 года, 39% эстонских школьников «ничего не слышали о маршале Жукове», а 12% латышских школьников о Николае II.
 
Исследование, в котором в общей сложности проанализированы 187 учебников из 12 бывших советских республик, проводило тесно связанное с ведущей кремлевской партией «Единая Россия» некоммерческая организация «Фонд подготовки кадровых резервов «Государственный клуб». Чье задание - «создать патриотически ориентированный политический класс», подразумевая под этим деятельность среди учащейся молодежи. В исследовании «Государственному клубу» помогал целый ряд подобных же структур и презентация труда происходила в помещении принадлежащего государству новостного агентства ИТАР-ТАСС.

Объективными признаны только школьные учебники Белоруссии и Армении. Во всех остальных странах «школьникам преподают мифы о древности собственного народа и ужасное смешение высококультурной миссии с мифами о «кровном враге -- России».

Пролистав 300-страничное исследование видно, что негативные тенденции усмотрены даже в таких для нас само собой разумеющихся вещах, как борьба древних латвийских племен в дохристианские времена  против русских наездников; в том, что во время Ливонской, а затем и Северной войне 18-го века в действиях русских военных в Видземе было много жестокости, что Россия давно была заинтересована в балтийском регионе и его портах, чем и обосновывается российская экспансия на протяжении веков. Точно так же «неправильным» исследователи признают утверждение, что в 18-19 веках жизнь латвийских крестьян была нелегкой как на службе у немецких, так и у русских господ. Во всех учебниках присоединение соответствующих территорий к России всегда трактуется негативно.

«Если эта тенденция сохранится, то у жителей нового поколения постсоветских стран может сложиться ярко выраженное негативное отношение к России, как к угрожающей колониальной империи», -- делают вывод авторы исследования.

В грузинских, молдавских, украинских и балтийских учебниках встречающаяся связь пакта Молтова-Риббентропа с началом Второй мировой войной «помогает показать СССР как агрессора и реабилитировать местных коллаборационистов как борцов за свободу».

Как на пресс-конференции сообщил доцент кафедры российской истории Московского университета Андрей Шадрин, не всегда на первом месте в учебной литературе идет «национализм», чаще это «шкурнические интересы правящей элиты». Их Шадрин увидел, например, в позитивном оправдании шведских времен в Видземе. В свою очередь профессор Московского государственного университета Александр Вдовин считает, что для всех книг единым лейтмотивом является: «Умолчать все то хорошее, что получили бывшие народы СССР, живя рядом с великим российским народом». И если это продолжится, то через 10-15 лет «жители бывших советских республик полностью забудут основные события 20-го века».

В прессе упомянутое исследование тесно связывают с созданной в мае этого года распоряжением президента России Дмитрия Медведева комиссии по борьбе с историческими фальсификациями, одной из задач которой было обработать и проанализировать, по мнению Кремля, «фальшивые исторические факты, которые уменьшают международный престиж России» и после этого разработать стратегию, как бороться с этими «фальшивками».

Авторы исследования надеются, что тон учебников со временем изменится. Это может произойти в момент, когда «изменятся международные отношения». Кроме того, упоминается, что важно повлиять на «элиту» соответствующих стран, ибо именно она «существенно влияет на сотрудничество, направляя его по тому или иному направлению».

Виестурс Спруде
05.12.2009

Источник - http://www2.la.lv/lat/latvijas_avize/jauna...inas/?doc=68635

Перевод – Riga.Rosvesty



 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©