НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
В Риге закрывают школы
интервью
О ситуации со средним образованием в Риге корреспондент «РВ» побеседовала с Татьяной Страутмане, директором одной из закрываемых школ — Рижской коммерческой гимназии. Также Страутмане поделилась с читателями «РВ» своими впечатлениями о недавно ставшем известным во всем мире выпускнике этой гимназии Илмарсе Пойкансе, который под псевдонимом «Нео» обнародовал «похищенные» им базы данных о доходах латвийских государственных чиновников.

— Когда было принято решение о закрытии школы?

— Бумаги мы получили поздно, но решение было принято еще в прошлом году в августе. Я лично присутствовала на совещании, где проголосовали против нас. Летом прошлого года правительство придумало систему «деньги идут за учеником». И тогда же объявили, что маленькие школы не смогут реализовывать свои программы. Одним из критериев было число учеников — если в заведении учатся всего 300 человек, то школу надо закрывать. Мы попали под этот критерий, хотя в прошлом году закрывали и по другим критериям, например, закрывались школы, находящиеся на частной территории, чтобы не платить аренду.

С тех пор прошел год, и Рижская Дума разработала новые критерии — если в школе всего 400 учеников с 1-го по 12-й класс, то школу надо закрывать. Под новые критерии мы уже не попадаем.

— Если я правильно поняла, Дума, зная, что есть школы с учащимися в 300 человек, принимает решение об их закрытии, а позже меняет политику и оглашает уже число 400, когда дело уже сделано?

— Совершенно верно. Если говорить о Латгальском предместье, то у нас учащихся 10-12 классов больше всего.

— У меня перед глазами Ваше заявление, в котором говорится о неэтичном обращении с Вами в Рижской Думе?

— Эта ситуация была весьма неоднозначна. Когда мы начали общаться с Эйженией Алдермане, председателем комитета Рижской Думы по образованию, культуре и спорту, она сказала, что представители школы уже были, и все согласовано. Ваши представители согласились с закрытием школы, сказала председатель Алдермане, уверяла, что вроде бы был мой заместитель, но словесный портрет совершенно не соответствовал моему заму! Моя заместитель никогда там не была! Я понимаю, что Алдермане не проверяет документы у всех посетителей. Потому было написано это письмо, ведь по сути Алдермане вводит всех в заблуждение.

— Может быть, так действовали Ваши недоброжелатели?

— Очень трудно сказать, тем более, что г-жа Алдермане настаивает на том, что приходили и родители и дети, и все согласны с закрытием школы, и более того — согласна и я сама. Тогда возникает вопрос, зачем я борюсь с закрытием школы? Но она продолжает настаивать на том, что я согласна. Вроде бы мы обе на латышском языке говорим, но выходит, что не понимаем друг друга.

— Скажите, пожалуйста, в документах идет речь о некоем акцептированном Думой плане о преобразовании школ с 2009 по 2011 год, как Вы могли бы это прокомментировать?

— Это даже не план! Тогда это было скороспелое решение без всяких критериев. Была лишь озвучена цифра 300 учеников. Только в этом году задним числом они оформили все в письменном виде. А сейчас мы опять не попадаем под новые критерии. Напротив, к нам применяются некие старые критерии, которые к тому же не отражены ни в одном документе

— Неужели содержание школы обходится Думе так дорого?

— Еще в прошлом году в сентябре при расчете нашего бюджета, мы видели, что даже урезанного финансирования нам бы хватило на содержание всех наших программ. Нам вполне хватает государственных денег, даже, если их выделяется меньше на целых 35%! Но сейчас нам вполне хватает денег. Мне ведь никто не предложил сэкономить. А я могла бы экономить на разных вещах.

— И этого не было предложено?

— Нет. К примеру, мне не нужен социальный психолог, которого нам дали по штату. У нас нет проблемных детей, чтобы была в нем необходимость. Мы могли бы обойтись и без психолога, у нас есть очень сильный преподаватель по психологии. Мы много лет работали без этих сотрудников. Еще осенью я спросила Алдермане, что же, не хватает денег нас содержать? Я написала письмо, что мы можем не делать ремонт — это около 24 тыс. латов. Т.е. эта экономия на аренде, при условии того, что мы напишем новую смету. По смете у нас 32 тыс. латов уходят на коммунальные услуги, мы бы отдали 24 тыс. латов! Мы можем год или два пожить без ремонта. Но эти наши предложения их совершенно не интересует!

— Выходит, главное — закрыть школу?

— Да, потому что, когда наши учителя спрашивали, а какой экономический эффект от закрытия школы, то нам отвечали, что они не считали. И не пробовали считать. Еще в прошлом году они даже не придумали, что они разместят в нашей школе. Сейчас они уже отдали нашу школу специальному центру развития, в котором всего 160 учеников. Нет никакой логики. С другой стороны, там дети со специальными потребностями, которых будет тяжело везти в наш район.

— Кто является ответственным за исполнения решения?

— Ушаков только подписывает, не более. Первый человек — это Модра Янсоне, она является главным специалистом по школам из управления по образованию, а также Иварс Балановскис и Гунтис Хелманис. Эти трое готовят мне ответы.

— А как реагируют на проблему депутаты?

— К сожалению, те, кто нас поддерживает, находятся в оппозиции. Что интересно, дочь одного из депутатов учится в нашей школе, и когда его спрашивали, как же Вы могли проголосовать за закрытие школы, он отвечал, что нам объяснили, что все уже согласовано…

— Что происходило сегодня на Вашем «методическом полднике» здесь в стенах Рижской Думы?

— Наши учителя рассказывали депутатам, как мы работаем с детьми, как мы растим предпринимателей, которые умеют рисковать, мыслить нетрадиционно. Мы всегда делаем упор на практическую сторону дела. Наши ученики в 11-м классе создают свои фирмы через junior achievement и уже на протяжении 18-ти лет. Они пишут в бизнес-планах, сколько они заработают, как будут рекламировать свой товар, и бывают разочарованы, когда им не удается, но зато они проходят этот нелегкий путь бизнесмена, где нужно учитывать все детали, быть готовым к любым поворотам. К примеру, они делали подушки из красивых материалов, наполненных шариками, но наши торговые центры из-за недостатков законодательства отказались взять продукцию, и потому ученики представляли свою продукцию на ярмарках. Депутаты внимательно слушали наших учителей, которые делали яркие презентации, но к концу, когда выступал один из их собратьев по разуму, они заскучали, Вы видели, как они изучали какие-то свои бумаги. Они даже говорили, что нет аргументов для закрытия школы, и более того собрали необходимое количество голосов, чтобы созвать чрезвычайное заседание Рижской Думы 8 июня, на котором вновь будет рассматриваться этот вопрос. Есть маленькая толика надежды.

Это, конечно, чисто политическое решение. В прошлом году закрывали русские школы, теперь латышские. Это бессмысленная рубка школ не приводит ни к каким экономическим результатам. Некоторое необъяснимое желание закрывать школы по национальному признаку. А ведь у нас учатся и русские дети.

— Могли бы Вы немного рассказать о хакере Нео, и считаете ли Вы, что это связано с закрытием школы?

— Нео появился только в районе 2010, так что вряд ли он связан с закрытием школы. Мне позвонили из новостного агентства LETA всего две недели назад и спросили, знаю ли я, что это мой ученик. Он закончил школу еще в 1996 году. Он говорил, что будет поддерживать нас, однако сам лично он не звонил, но я общалась с ним через одного человека, и он сказал, что он готов нас поддержать. Он честный, инициативный человек, и, возможно, это подтолкнуло его к тому, чтобы рассекретить эти безумные зарплаты госчиновников. Илмарс Пойканс еще в школе был увлеченным компьютерами человеком. Мы были первой школой, где был компьютерный класс, и у нас были прекрасные специалисты, с которыми он много общался.

Беседовала Александра Турчанинова, Рига
31.05.2010


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©