НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
Кто закрывает школы, тот будет открывать тюрьмы
трибуна
Так гласит народная мудрость. Не относится ли это к Латвии? Безусловно относится. Преступность молодежи в нашей стране и так высока: хулиганство, воровство, грабеж, разбой, изнасилования и даже убийства. Но школы все же закрывают.

В 2009 г., оправдываясь трудной финансово-экономической ситуацией, самоуправления Латвии по согласованию с министерством образования и науки ЛР реорганизовали и ликвидировали 100 школ, около 5000 учителей потеряли работу.

В 2010 г. планируется реорганизовать 16 школ, закрыть 8. Красавица Рига в этом «черном» деле не отстает от республики. В прошлом году «под нож» попало 10 школ, 9 из них с русским языком обучения, в нынешнем — 4. Это Рижская коммерческая гимназия, 100-я и 16-я средние школы, а также реорганизуется школа-интернат для детей-сирот № 7. Начнется процесс с 1 июля. Чиновники успокаивают учителей, родителей, детей — мол, не волнуйтесь, учебные программы ликвидированных школ будут сохранены, а большинство учителей сохранят работу.

Увы, мы достоверно знаем, что если и хотят как лучше, то получится как всегда.

В прошлом году, обосновывая свои поспешные решения, Рижская дума оправдывалась: обречены, вынуждены. Даже экономию подсчитали: в 2009 году — 260 тыс. латов, в 2010-м — 1,7 млн. Стоят ли исковерканные судьбы учителей и детей таких денег? Не стоят. Ведь только при строительстве Южного моста, ведущего в никуда, разбазарены, по данным Госконтроля ЛР, 37 млн латов, а на строительство «Замка света» государством будет потрачено почти 150 млн.

Не ведают, что творят? Сомневаемся. С работающей школы ничего, кроме бумаги, «поиметь» нельзя. От строительства — о-го-го.

В Даугавпилсе три основные школы планируется присоединить к средним. Экономия, по мнению руководителя местного образования О. Дукшинской, составит 300 тыс. латов, а дети из ликвидируемых школ, по ее же мнению, только выиграют: оборудованные кабинеты, возможность консультаций, занятий в кружках и студиях...

Во-первых, сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Во-вторых, что бы чиновники ни обещали, факт остается фактом: три школы — три микромира образования, духовности, культуры — будут уничтожены; ниточка духовной связи между учителями, учениками, родителями — разорвана. Это невозможно ни оправдать, ни объяснить ни экономией, ни посулами.

Что же произойдет до 1 сентября 2010 г. в сельских регионах?

В Прейльской волости будет закрыта Айзкалнская основная школа, в которой учатся 30 учеников. Дети продолжат учебу в Пелечской основной школе, то есть будут ездить автобусом 24 км ежедневно. Что будет со старинным зданием Айзкалнской школы? Сколько будет стоить ее содержание и охрана, а также транспортировка детей, вряд ли кто-нибудь подсчитал.

Веселавской основной школе 149 лет. Стопятидесятилетнего юбилея не будет. После присоединения Веселавской волости к Приекульскому краю содержать свою школу финансово невыгодно, да и детей становится все меньше. Они будут разбросаны по трем разным школам: Прейльская средняя, Райскумская санаторная школа-интернат и Марсненская основная школа. Директор школы С. Пурмале легкомысленно заявляет: выгоды и потери подсчитаем после «оптимизации». Насколько нам известно, педагоги этой школы пока предложений о продолжении работы не получили.

Закрывается и Смилтенское дошкольное учреждение «Абециши», которое арендовало помещения в Смилтенском техникуме. Договор с ним об аренде не продлен, и деток придется распределять по другим детским садикам города и края. Что будет с воспитателями? Вопрос, конечно, риторический...

Чиновники МОН утверждают, что прежде чем согласиться с закрытием каждой школы, изучают ситуацию, оценивают количество детей, качество работы, перспективы развития, возможности транспортировки детей в близлежащие школы, мнение учителей и родителей. И, мол, согласие дается лишь при объективной необходимости.

Мы же, как тот темный крестьянин двадцатых годов прошлого века, которому объясняли: это трактор — мотор, колеса, руль, на нем можно пахать, сеять, боронить, а он спрашивал — а куда лошадь запрягать?

Так и мы, несмотря ни на что, считаем, что закрытие любой школы по любым причинам — это трагедия и очередная ошибка властей нашего государства. Чиновники подсчитывают якобы экономию, но никто не подсчитал дополнительных расходов. Сколько будет стоить содержание, охрана, отопление опустевших зданий? Сколько средств потребуется на дополнительные автобусы для подвоза детей к школе: оплата работы водителей, бензин, ремонт? Сколько финансов уйдет на пособия по безработице учителям и техническим работникам школы? С учетом этих затрат, думаем, не экономия, а «пшик» получится.

Прибавим еще минусы, которые нельзя измерить деньгами. Это потерянное время детей и учителей, затраченное на дорогу, уменьшение возможностей заниматься в кружках и студиях. Ведь автобусы курсируют по четкому расписанию. Да и нервные клетки, которые, как известно, не восстанавливаются.

При Улманисе школы строили, при советской власти тоже. В нашей же псевдодемократической стране школы закрывают, значит, будут открывать тюрьмы.

Авторов нередко упрекают, что защищаем мы лишь русские школы. Не только. Мы убеждены, что, несмотря на все аргументы чиновников Рижской думы, необоснованно принято решение о закрытии Рижской коммерческой гимназии — латышской школы. Мы обратились к председателю комиссии по образованию, культуре и науке Сейма ЛР Я. Страздиньшу с просьбой пригласить всех заинтересованных лиц и еще раз обсудить проблему. Готовим по этому вопросу заявление мэру Риги г-ну Н. Ушакову, а также запрос министру Т. Коке.

Для нас, опытных педагогов, закрытие русской, латышской школы — одинаковая трагедия. Разница лишь в том, что если закрывается латышская школа, то, возможно, ее когда-либо и откроют. Например, если произойдет демографический бум. Закрытую же русскую школу в ЛР не откроют никогда.

Яков Плинер, доктор педагогических наук, депутат IX Сейма ЛР

28.06.2010

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©