НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
Рига - врата Европы или её задворки?
Точка зрения
Страна начинается со столицы. Столица Латвии  - Рига. За последние годы латвийские политики начали понимать, что Рига может быть туристическим объектом и сосредоточили на  поднятии привлекательности Риги все свои усилия. Однако, Латвия всё же не заканчивается одной Ригой. Было бы крайне обидно, если бы у нас больше ничего не было, а ведь есть. Только мало кто знает.

Но начнём с азов. Статистика -  скучная, но показательная наука. В 2007-ом году до начало кризиса Латвию в первом квартале посетило 239 536 туристов, в 2008 – уже в кризис  - 263 177, в 2009 в разгар кризиса  в тот же период - 191 585, и последние данные Центрального Статистического Управления говорят о том, что в этом году в этот период к нам приехало 191 045. Эти данные основаны на количестве туристов, которых обслужили гостиницы и другие места пребывания туристов. Одним словом за годы кризиса самая слабая отрасль скатилась ещё ниже согласно показателям. Также крайне интересный показатель. В 2007 году иностранные туристы потратили в Латвии на порядок меньше, чем Латвийские туристы оставили за рубежом. К примеру, в разгар сезона в 3-ем квартале иностранцы пополнили бюджет Латвии на 116.8 миллионов латов, а уплыло из Латвии 145.7 миллионов латов. Это было бы ещё не так страшно, если бы не последняя шокирующая цифра  - всего 618.8 поездок по Латвии за первый квартал 2010 года совершили сами её жители, израсходовав при этом  34 801.3 латов.

Логичное следствие  -  можем ли мы продать Латвию зарубежному туристу, если её не хотят покупать собственные жители? Взять бы хотя бы Юрмалу. По опросам среди российских туристов выясняем, что возрастная группа 40-50 лет ещё знает, что есть такой курорт, как Юрмала. Для тех, кто моложе существует Анталия. А ведь нельзя сказать, что Юрмала хуже Анталии. Есть комфортные пляжи с белым песком, достаточно тёплое море, отели на любой вкус и цвет… К счастью, у нас проводится «Кивин» и «Новая Волна» и это помогает Юрмале поддерживать свой бюджет, но неделя за 5 месяцев сезона – это капля рижского бальзама в Балтийском море.

В Латвии есть пока места интересные туристу, даже без инвестиций. Только о них никто не знает. К примеру, в районе Аллажи, который расположен неподалёку от Сигулды, текут родники с питьевой водой, к которым  и местные и приезжие становятся в очереди с бутылями. Говорят, это вода сравнима с церковной святой водой – лечит и очищает. А если ехать в сторону Вентспилса, то, проезжая один из населённых пунктов, можно наблюдать огород, заставленный куклами в человеческий рост. Куклы самые разные, несколько пугающие, в лучших традициях фильмов ужасов. Полагаю, что многие жители Латвии, прочитав эти строки начнут удивляться, где же находятся все эти чудеса?

Потому первая проблема, которая существует – это полное отсутствие умелого маркетинга, причём именно в рамках страны. Маркетинг начинается с имиджа. Пока Латвия страдает имиджем страны, пропагандирующий фашизм. В руках политиков все возможности для создания другого имиджа страны. Латвия -  страна романтики. Латвия -  страна-загадка. Латвия – страна домашнего уюта. Когда-то  был институт, который занимался подобными разработками, но почему-то институт закрыт, а с фашистским имиджем Латвия видимо выглядит лучше. Только падают экономические показатели.

Вторая проблема жаркого лета - 2010. Сокращение консульских работников. Даже при самом роскошном имидже для приезда в Латвию ещё надо получить визу. Простой подсчёт – виза стоит около 75 евро. В день не выдаётся около 200 виз, итого бюджет теряет 15,000 Евро. Один день работы консульства с лихвой покрыл бы оплату труда работников. А при том, что российский турист тратит около 400 Евро  в день, то в день мы теряем 80, 000 тысяч Евро  на 200-ста не выданных визах. Возвращаясь к проблеме с имиджем страны -  от стояние в очередях в 35-ти градусную жару имидж вряд ли улучшится.

И это всё при том, что Египет, Турция и Бразилия включились в борьбу за российского туриста, осознав какой это подъем для экономики, Латвия не просто  не открывает дополнительные консульства, а сокращает работников в уже имеющихся! По очень грубым подсчётам Москва и Петербург выдают по 30,000 виз, в то время как Финляндия -  по 300,000…  Таким образом туристы волей-неволей, направляясь в Европу, едут через Финляндию, но никак не через Ригу. Более того, Финляндия не ограничивается визами. Страна с прекрасной природой и суровым климатом приглашает к себе на отдых в коттеджах, зовёт на рыбную ловлю, катание на горных лыжах. Вот очень краткое описание этой замечательной страны: Отдых в Финляндии - для тех, кто понимает толк в сказках. Ведь Финляндия - страна северного сияния и белых ночей, родина Муми-Тролля, Снежной Королевы и Санта Клауса. Здесь все волшебно: зеркальная гладь голубых озер, быстрые реки, затейливые очертания морских берегов, золото песчаных пляжей и дюн в сочетании с изумрудной зеленью сосновых лесов, прозрачный воздух и искрящийся, кристально белый снег ( http://www.ayda.ru/hotels/show_country.php?id=5 ).  Разницы с Латвией нет. Просто финны умеют продавать себя, как страну сказок, а Латвия -  нет.

Здесь мы плавно переходим к третьей проблеме. Даже при имеющихся ресурсах нужны инвестиции для того, чтобы приехавший турист не ограничивался 3-х дневной прогулкой по Риге. Возьмем многострадальную Латгалию. В советские времена за ней прочно закрепился брэнд -  «страна озёр». В наши времена Латгалия ассоциируются с полной разрухой. Даугавпилс или Двинск, как он назывался раньше. Прелестнейший провинциальный городок с застройкой в три-четыре этажа. Гуляя по Двинску, появляется ощущение утраченного размеренного ритма жизни, попахивает девятнадцатым столетием, слышится звук лошадиных подков. И в то же время обшарпанные дома с обвалившейся штукатуркой и презрительное название «Дэпилс». Рижане полагают, что жители «Дэпилса» едут в Ригу отбирать у них хлеб, потому что денег в Латгалии не заработать. Но в районе Даугавпилса можно прекрасно развить старые турбазы, построить новые спа-отели, сделать возможным отдых для рыболовов, конные прогулки по окрестностям, катания на лодках… Неужели не хватает фантазии и нормального делового мышления, чтобы из нищей Латгалии сделать процветающий регион, куда прежде всего поедут жители соседней России?

И, наконец, четвёртая проблема, которая возникает от неумелого руководства страной. Латвия за 20-ть лет приобрела богатство -  русский и английский языки. Эти два языка распространены, русским владеют только сорок процентов населения, как родным, не говоря уже о латышах, знающих великий и могучий. Курсы английского на каждом углу. Это лингвистическое богатство могло бы быть использовано в сфере туризма, но нет. Ещё в 2005-ом году считалось, что российские туристы крайне  некультурны. Но видимо нужно было пережить мальчишники или стэг-парти англичан, писающих на памятник Свободы  французов, оголяющих седалище финнов, чтобы в 2010 году придти к выводу, что россияне ведь и по музеям ходят….  И потому наличие русского, для чего не нужно тратить бюджетные средства, потому что русские люди здесь есть, считалось даже чем-то обременительным.  А ведь у нас есть те же отели с возможностями проводить конференции и при наличие двух языков, этими отелями могло бы пользоваться большее количество «деловых туристов». Кроме того, Айнар Шлесерс воплотил бы в жизнь мечту о 50, 000 рабочих мест одним развитием сферы туризма во всех её ипостасях.

Туризм – это не просто посещение столицы и осмотр исторических памятников. Туризм  - это выдача виз для желающих посетить Европу; это проведение разного рода мероприятий от деловых до спортивных в столице и за её пределами; это поездки по всей стране в любое время года. Встретить Рождество в заснеженной Турайде? Посетить чемпионат по хоккею, а потом провести ещё немного времени в этой стране-загадке? Принять руководителей стран большой восьмёрки? Разве это так уж невозможно? Есть страна, красивая, но чуточку неразвитая. Допущены ошибки. Но возможно стоит взяться с умом за работу над ошибками?

Александра ТУРЧАНИНОВА
26.07.2010

Редакция выражает благодарность Владиславу Корягину, руководителю Baltic Travel Group за подготовку материала.
     

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©