НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Фильм для НАТО про лесных братьев снял эсэсовец из детского сада

Ещё не утих скандал с размещением на сайте НАТО фильма «Лесные братья. Сражение за Балтию», в котором в позитивном ключе показаны нацистские коллаборационисты в военных кепи Вермахта и с германским оружием в руках, как стали известны новые сенсационные подробности. Подробнее »

 
Петерис Кригерс: Все спешат объединятся
Diena (перевод)
-- Накануне 9-х выборов в Сейм члены Латвийского объединения свободных профсоюзов (ЛОСП) заключали договора с политическими партиями. В этот раз вы будете действовать подобным же образом?

-- ЛОСП подобные договора на прошлых выборах сам не заключал, да и те что заключались, не подразумевались как предвыборные. Но договора были практически со всеми партиями, которые сейчас в Сейме. Их не было только с «Народной партией», «Новым временем» и другими, входящими в «Единство» партиями. ЛОСП сейчас разработал предложения и требования к политическим партиями, которые мы хотели бы накануне выборов обсудить – о предпринимательской деятельности, налогах, культуре, образовании и здравоохранении. Отдельные соглашения в связи с этими выборами готовят и отраслевые профсоюзы. Сейчас дальше всего продвинулись переговоры профсоюз работников здравоохранения и социальной опеки с «За лучшую Латвию» (ЗЛЛ).

-- Какие вы сделали выводы из прошлого?

-- Изменились обстоятельства, люди и сами партии. Накануне выборов 2006 года у нас подобных договоров фактически уде не было, только у отраслевых профсоюзов. Потому что сухой остаток от предыдущих выборов был совсем небольшой.

-- ЗЛЛ сейчас подписывает соглашения направо и налево.

-- Да, очень активно. Я даже не успеваю за этим следить. Скоро будет проще сказать, с кем они не подписали соглашений. Но с нами ЗЛЛ напрямую не связывался. Накануне выборов все торопятся подписать различные документы, особенно те, у кого маленькие шансы попасть в Сейм.

-- Как на Ваш взгляд политики держат данные обещания?

-- В Латвии фактически не существует политической ответственности. Если в церкви клянутся Всевышнему, что сделают так-то и так-то, а потом разводят руками: Извини, Боженька, не получилось», то профсоюзам это сказать еще проще. МВФ не разрешает, ситуация изменилась, или члены партии передумали – и что мы можем в такой ситуации сделать. И в других странах партии врут, обманывают и изворачиваются, но у нас это происходит практически всегда.

-- Изменение порядка финансирования партии, сделав их более зависимыми от малых пожертвователей, может заставить политиков поддерживать обратную связь. Что еще?

-- При нынешней избирательной системе, когда партии идут списками, смена финансирования вряд ли что-то изменит, как ты их не финансируй, все равно они в лес будут смотреть. Все равно будут существовать черные партийные кассы и БПБК может годами их трясти и судиться, придумывать разные трюки, все равно они сумеют избежать наказания.

Хорошо, что был изменен принцип локомотивов, однако в нынешней ситуации большая ответственность невозможна. По мнению ЛОСП депутаты стали бы более ответственными и обратная связь была бы крепче, только в случае уменьшения размеров избирательных округов. Если я выдвину свою кандидатуру, мне надо будет убедить конкретного человека [за меня проголосовать] и затем перед ним же отчитываться. Это может быть смешанная избирательная система и ради нее можно подумать о возможности внести изменения в Конституцию. При смешанной системе общественные организации в одномандатных округах могли вы выставлять своих представителей и затем в Сейме бороться с партиями.

-- Глядя на все с позиции сегодняшнего дня, Вы не считаете, что продвигаемое ЛОСП в жирные годы повышение зарплат в общественном секторе было чрезмерным?

-- Определенно нет. Ближе всего к этому подошли строители, но ни на одно мгновение, ни в одной из отраслей мы так и не достигли среднего уровня по ЕС. Особенно в таких важных областях, как образование и здравоохранении, где мы дошли только до 20% от уровня ЕС. С нашими тарифами на услуги и ценами, которые во многих сферах давно уже превысили средний уровень по ЕС, повышение зарплат ни в коей мере не было необдуманным шагом.

-- В общественном секторе произошли различные сокращения. Возможно, для каких-то отраслей следует найти возможности стимуляции?

-- Образование, здоровье, внутренняя безопасность – все это стратегические отрасли, которые следует укреплять. Но ЛОСП сначала ждет, когда в этих отраслях начнутся так называемые структурные реформы. Сокращение количество школ, урезание зарплат учителям на половину – это не реформы. Реформа должна упорядочить отрасль и тогда следует решать вопрос зарплат специалистам высокого класса, которые там работают.

Сейчас же происходит разброд и шатание. Сначала мы говорим, что полицейских слишком много, а затем оказывается, что их не хватает. Говорим, что учителей слишком много, при этом ВУЗы продолжают их выпускать по различным программам.

То же самое с предпринимательской деятельностью. Сейчас все думают, что еще у них обрезать и взять, а может больше можно было бы получить от их производственной деятельности.

-- Есть ли у ЛОСП конкретные  предложения к бюджету будущего года?

-- В данный момент происходит оценка функций министерств. По нашему тяжелому опыту, тому, как эта оценка происходила год назад, я на это смотрю очень скептически. Кончено, Госканцелярия (ГК) желает всего лучшего, но идея о негосударственных организациях, которые теперь будут оценивать государственные функции, не правильна. Решать, какие функции первичны, а какие не нужны наипервейшая задача ГК: подготовить обзор функций и провести красную линию, за которой будут находиться скажем 500 функций, от которых ни в коем случае нельзя отказываться, так как они жизненно важны для существования государства. Что касается оставшихся 500 или 1000, нужно смотреть, есть ли на них деньги. Если нет, остаемся у красной линии, а остальным говорим: извините, но государство без вас может обойтись.

В любом случае я согласен с теми, кто говорит, что во время кризиса нельзя повышать налоги. Спекуляции на тему упорядочивания налоговой системы и выравнивании тарифов под мировые цены не правильно. Нельзя говорить, что все это естественные процессы. Для того и существует государство, чтоб регулировать и влиять на это с помощью инвестиций, налоговых льгот и тому подобным.

-- Вы входите в правительственную группу реформ. Чем вы там занимаетесь?

-- На счастье сейчас ничем, потому что из-за лета следующая встреча назначена на 12 августа. Очевидно, сейчас ГК готовит отчет об оценке функций. Я не особо слежу за этим процессом. Например, министерство обороны рассказывает о своих программах и потребностях. Я не могу сказать, надо нам там что-то соблюдать и будет ли какая-то польза, если мы кого-то отправим или не отправим в Афганистан. Я не специалист по обороне и не могу это оценить и так со многими министерствами.

Другое дело образование, хотя и там я не понимаю до конца аргументацию, почему, например, высшие школы удвоили необходимые государству учебные программы. Сейчас видно, что сократилось число врачей, потому что так много их не надо. Но у нас медиков готовят две финансируемые государством высшие школы. И действительно ли необходимы 18 ВУЗов с государственным финансированием. И об этом на самом деле должно думать министерство образования, а не я.

-- Какие и где вы видите резервы для оптимизации в государственном управлении?

-- Министерств, определено, слишком много и их работу надо пересмотреть. Так же как и находящихся в их подчинении учреждений. Многие из них, например, находятся в частных домах и платят большую аренду. Лучше всего госимуществом было бы управлять в единой системе.

-- Почему у социал-демократов в Латвии такие слабые достижения? Как вы можете объяснить скепсис электората?

-- Во-первых, наверняка потому, что социал-демократы никогда не говорили людям, что им ничего не надо будет делать: только пустите их к власти и мы все сделаем за вас. Большинство из тех, кто сейчас у власти и тех, кто был у власти последние 20 лет именно это и говорили людям: вы только придите на выборы и потом можете сидеть дома. Человек по своей природе ленив и мысль о ничегонеделании ему приятна.

Во-вторых, невезение с лидерами у латвийских социал-демократов. Сейчас почти во всех партиях есть бывшие социал-демократы. Перелом в отношении людей к ним произошел, когда вопреки всем обещаниям в Рижском самоуправлении социал-демократы сошлись с Альфредом Рубиксом и Татьяной Жданок. Такой политический кульбит можно было бы компенсировать только чудесной продуктивностью – антикоррупционной на уровне БПБК или чем то, что избиратели могли бы принять и понять. И тогда социал-демократам уже постоянно поминали «руку Москвы», а тогдашняя комбинация в Рижской думе стала последней каплей, люди окончательно решили что «они стали красными». Кроме того, хозяйственные проблемы, которые были как у Гундарса Боярса так и Яниса Диневича. Рига закрутила гайки – латвийские социал-демократы не выдержали проверки власти и все пошло прахом.

Дидзис Мелькис
28.07.2010

Источник - http://www.diena.lv/lat/politics/viedokli/...iek-gandriz-100

Перевод – Riga.Rosvesty


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©