НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Фильм для НАТО про лесных братьев снял эсэсовец из детского сада

Ещё не утих скандал с размещением на сайте НАТО фильма «Лесные братья. Сражение за Балтию», в котором в позитивном ключе показаны нацистские коллаборационисты в военных кепи Вермахта и с германским оружием в руках, как стали известны новые сенсационные подробности. Подробнее »

 
Профессия: конный фоторепортёр
общество
Стоит ли напоминать слова песни Макаревича «Не стоит прогибаться под изменчивый мир»? Один из героев этой песни плыл по теченью, и теченье ловил, подальше от крутых берегов. Он был, как все и плыл, как все, и вот он приплыл– без дома, без друзей, без врагов…  О герое этой статьи можно сказать, что он плыл по теченью, видел жизнь, но не без прикрас, и живёт не как все.

Владислав Рутковский родился в Ташкенте в 1964-ом году, позднее перебрался в Ригу с родителями. По специальности  - программист, и большую часть жизни работал в этой области– до знаменитого кризиса 2008-го года, когда по всему миру прокатился волной обвал рынков  и оставил без работы многих. Сейчас Владислава, а вернее сказать Владика знают все в Риге и в Латвии, (собственно даже латыши называют его Владикс),  как бессменного репортёра конных соревнований.

В жизни каждого человека, умеющего делать что-то неподражаемое, всегда есть череда событий, которые привели к тому факту, что на данный момент Владика с его фотоаппаратом воспринимают, как  неотъемлемую часть конной жизни Латвии.

Ещё в детстве Владик взял в руки  «Смену 8М», на которой сделал свои первые репортёрские фотографии в цирке. Чуть позднее он купил за бешеные по тем временам деньги фотоаппарат «Вилия Авто» за сорок рублей, на которых он делал снимки людей. Помимо «работы в поле», Владик читал все возможные теоретические книги по фотографии, которые были доступные в 70-е годы, потому знания о предмете он получил в полном объеме. Позже была армия, затем работа и фотография всегда оставалась на втором плане.

Однако, мало что проходит бесследно. В армии Владик пару раз прокатился на лошади, и, когда приехал в Ригу, то позвонил в спортивный центр «Клейсты», тогда ещё Национальную Спортивную Школу, чтобы узнать, существует ли прокат лошадей для взрослых. В 1985 году детская группа только собиралась, первая её тренер Парсла Шлегелмилха начала создавать в Риге прокат, ориентируясь на опыт Москвы. За давностью лет мало, кто помнит, как было на самом деле, но, возможно именно настойчивые звонки Владика поспособствовали тому, что также была создана  прокатная группа для взрослых. На второй день её существования Владик пришёл, сел в седло, чтобы остаться в Клейстах на 25 лет.  Сейчас он  работает там фоторепортёром.

Однако, сначала было знакомство с лошадью. Владик оказался талантливым всадником, ему давали не самых простых лошадей и однажды он попробовал сесть на коня буденовской породы. Резвые рыжие лошади резко отличались от спокойных «латвийцев». После того, как один из буденовцев показал Владику отличную скорость, а ещё чуточку позднее в Ригу приехала пятёрка донских лошадок, от которых ранее были выведены буденовцы, Владик сделал  тот выбор, который определил его судьбу. Магнит, Библион, Мезолит, Бром -  все они были дончаками или «будёгами», как он сам ласково называет эту породу. Однако, параллельно, Владик познакомился с известной спортсменкой и тренером Астридой Карловной Беловзоровой, которая научила его, пожалуй, основному качеству конника– влюбляться в душу лошади. Тому, чему учили раньше старые кавалеристы саму Астриду и то, что утрачено многими современными спортсменами. Во время болезни Астриды Карловны Владик был тем человеком, который ухаживал за легендарным белым конём Сапнисом, знавшим 28 цирковых номеров и известным по всей Латвии своими выступлениями. Тогда же он начал фотографировать Сапниса и Астриду Карловну в самые разные моменты жизни. Именно его фотографию «РВ» поместило в статье об Астриде Карловне. В те годы у Владика был самый простой фотоаппарат, и на нём удалось снять в основном моменты, когда конь и Астрида Карловна были в пределах возможностей этого скромного «цифровика» -  на улице или около денника, но были сделаны и некоторые кадры с шоу Астриды Карловны. Сложно сказать, что дороже, те моменты из жизни белого коня и всадницы или их красочные шоу, но главное то, что на своих снимках он сумел передать любовь этих двух существ.

А уже в 2003-ем году для Владика сложилась ситуация, когда он, его сестра Елена и один из друзей взяли в аренду  прокатного коня донской породы по кличке Бром. Как раз тогда Владик старался передать сестре те знания, которые подарила ему ранее Астрида Карловна. Перед Рождеством шутки ради на Брома одели колпак Санта-Клауса, а в конце тренировки был сделан снимок -  рыжая развесёлая морда коня в колпаке. Прошло немного времени и газета «Digital times» объявила конкурс на лучший рождественский снимок  - сестра Елена посоветовала отправить фото любимой лошади на конкурс. Было ли то провидение, был ли это поворотный момент в судьбе программиста Рутковского, когда именно его снимок взял первое место, а с ним и фотоаппарат Canon. Редакция газеты располагалась неподалёку от конно-спортивной школы, и  именно туда Владик и отправился опробовать новый фотоаппарат, уже с более мощной вспышкой и трёхкратным зумом. Президент Федерации Конного Спорта Агрис Блаус, увидев Владика с этим заслуженным призом, полушутя сказал: «Будешь у нас фотографом».

С тех пор Владик стал делать репортажи со всех соревнований. Пожалуй, особо стоит отметить «школьные соревнования». Те, на которых выступают молодые лошади или молодые неизвестные спортсмены. Владик фотографирует абсолютно всех, чтобы  «каждому было по кадрику». Позднее спортсмены находят свои снимки на интернет-ресурсе. Когда речь идёт о национальных или международных соревнованиях, Владик совмещает работу фотографа и компьютерщика-программиста. Во время самого выступления, пользуясь современной оптикой, он делает прямо из судейской свой фотоотчёт. Позднее его можно найти на сайте Латвийской Федерации Конного Спорта. Там будет всё -  от старта до финиша, от событий, ухваченных в перерывах -  тренера за беседой, собаки, дети - и до награждения и круга почёта. Хотя сам Владик признаёт, что хороший фоторепортаж – это 5-6 кадров, но хочется увековечить каждого спортсмена, чтобы никому не было обидно.

Владик называет себя фоторепортёром. Для него художественная фотография  - это даже не мастер-класс, а умение видеть кадр, схватывать тот самый момент, который делает из обычного снимка художественный. Он также с большим уважением относится к своим коллегам, которые специализируется на художественной фотосъемке, но отказывается делать что-либо подобное, видя в себе именно репортёра. Однако, в этой работе он обладает особым талантом – выхватить из всех событий самые нужные, поймать момент, показать что-то смешное или трагичное. Одна из его недавних фотографий Астриды Карловны была сделана во время соревнований, когда пожилая тренер сидела на траве вместе со своей собакой Чиной. Все, кто видели этот снимок, говорят, что в нём душа Астриды Каловны, хотя рядом нет лошади. Точно так же  он когда-то  заснял, как Сергей Шакуров - Чемпион СССР, Мастер спорта международного класса, перелетает через голову падающий лошади.

Владик, рассказывая о работе, называет её механической, но в то же время говорит, что надо уметь построить кадр, как бы предвидя события, и  оттого потом в его фототчётах можно найти самые интересные моменты с соревнований. Сам он признаётся, что больше всего любит снимать крупные планы -  всадник в прыжке, всадник с кубком, приветствие. Доставляет удовольствие снимать лошадей, в качестве «экстерьерных фотографий», чтобы подчеркнуть красоту лошади, но  признает, что это наиболее сложная работа. Однако, бывают и «лошади-модели», которые любят фотографироваться и даже позируют, стараясь всячески понравиться фотографу, хотя это редкий случай.  Это более характерно для собак, которые едва завидев фотографа, уже проявляют радость.

Владик Рутковский  -  человек особый. Свои успехи в области компьютеров, в области фотографии и в верховой езде, он не считает чем-то особенным. Говорит, что просто у него восприятие мира не как у всех. Он даже фотоаппарат выбирает не такой, какой выбрал бы рядовой фотограф – всегда что-то специфическое. Сейчас, когда он уже не садится в седло, на вопрос, неужели бросит верховую езду, говорит, что ждёт ту самую, свою лошадь, а на других садится не будет. В этом его главное отличие от обычного спортсмена – для него лошадь живое, трепетное существо, которое прежде всего надо любить. А удачные снимки с лошадьми, он называет  - тёплыми.

В будущем он был бы рад возможности поездить по международным соревнованиям, чтобы посмотреть на мастеров конного спорта и, безусловно увековечить их на своем фотоаппарате, а пока он объездил Прибалтику и на момент встречи договаривался о фотосъемке в Лангстини.

Казалось всю свою жизнь он просто идёт по руслу реки, но идёт он чуточку по другому, потому что в водах реки он видит  солнечный луч, скользящей по воде,  в потоках воды  - рябь и отражение берегов. Он выхватывает в жизни те моменты, которые не доступные тем, кто идет рядом с ним. И если кто-то, взяв в руки фотоаппарат, или сев на лошадь, пошёл бы по жизненному пути, как всадник или фотограф, то Владик делает и то и другое, вкладывая душу и глядя на всё глазами человека, умеющего находить в жизни красоту там, где другие её уже давно не видят.

И возможно у Андрея Макаревича ещё появится новая песня, в которой будет альтернатива его героям.

Александра ТУРЧАНИНОВА
18.08.2010

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©