НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Фильм для НАТО про лесных братьев снял эсэсовец из детского сада

Ещё не утих скандал с размещением на сайте НАТО фильма «Лесные братья. Сражение за Балтию», в котором в позитивном ключе показаны нацистские коллаборационисты в военных кепи Вермахта и с германским оружием в руках, как стали известны новые сенсационные подробности. Подробнее »

 
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ВАЛЬС
на политической сцене
За долгую и славную историю своего существования российская дипломатическая служба пережила разные эпохи, в зависимости от сменявших друг друга внешнеполитических концепций, определявшихся интересами государства в тот или иной период. МИД и его исторические предшественники создавали механизмы их реализации. Их эффективностью подчас определялось и место «посольского приказа» на российском политическом Олимпе.
Дипломатию Российской Империи, основанную на достаточно высоких полномочиях российских дипломатов в принятии внешнеполитических решений, сменил советский «технический» МИД, призванный после произошедшей в тридцатых годах «стабилизации» режима реализовывать уже принятые политбюро решения. При этом если в царское время дипломатическая элита была глубоко интегрирована даже на своем среднем уровне во властные круги и потому ее положение в «политических раскладках» всегда было привилегированным, то позиции советского МИД в системе государственного управления практически полностью определялись положением и авторитетом его главы среди партийных товарищей.
После крушения СССР новая политическая элита России постаралась придать международному министерству лидирующую роль в определении приоритетов внешней политики страны. Но очень скоро практически вернувшая себе былое влияние Старая площадь стала пытаться «прибирать к рукам» и Смоленскую. И вновь, как и в советские времена, слишком велико стало значение личных связей министра иностранных дел в политическом истеблишменте и наличие у главного дипломата свободного доступа в высшие кремлевские кабинеты.
На этом фоне последнее десятилетие разворачивались далеко не шуточные кабинетно-дипломатические сражения между различными группами российской властной элиты за право участвовать в определении внешнеполитического курса.
При этом основной причиной диверсификации властного внешнеполитического поля было мнение ряда обитателей Кремля и Старой площади о неспособности Смоленской площади добиться прорыва на ключевых направлениях.
Именно по этой причине в свое время, на заре эпохи энергетической дипломатии, МИД чуть было не перешел под контроль нефтяного лобби, имевшего в своем распоряжении высококлассный и хорошо оплачиваемый за счет высоких доходов менеджмент. Многим волюнтаристски казалось, что пришедшие из рыночного «народного хозяйства» бизнесмены на государственных постах сумеют решить и национальные задачи. Но этот вариант не прошел. Тогда все ограничилось назначением на высшие дипломатические должности нескольких представителей нефте-газовой отрасли. Достаточно противоречивые и неоднозначные результаты их деятельности в ряде государств бывшего Союза уже видны.
Плохо то, что сторонники «урезания» властных полномочий Смоленской площади смотрят только на среднесрочную перспективу. Понятно, что финансируемому после 1991 года зачастую по остаточному принципу МИДу не всегда удается решать внешнеполитические задачи с высоким уровнем эффективности. Другое дело, что именно Министерство иностранных дел способно осуществлять системную внешнюю политику, а не только решать отдельные локальные задачи.
Вот и сейчас ряд видных московских политиков подумывает о создании новой внешнеполитической площадки, формировании новых «особых» каналов, по примеру тех, что существовали в советское время между руководством СССР и ФРГ. Правда, для этого им необходимо преодолеть сопротивление нынешнего «хозяина» Смоленской площади.
Всегда осторожный Сергей Лавров в последнее время был вынужден вести слишком жесткие «оборонительные» бои. Независимая политика МИДа стала слишком многих раздражать. Особенно учитывая большие планы ряда представителей российского истеблишмента заняться всерьез альтернативной внешней политикой. Поэтому сейчас в кулуарах и стали вспоминать ряд фигур, которых можно было бы вернуть в Москву для замещения известной высокой должности.
Хотелось бы верить, что наша страна готова на долгосрочной основе формировать отвечающую историческим традициям систему реализации внешнеполитических интересов страны. И ключевым ее звеном должен стать такой МИД, сотрудники которого имели бы полномочия более самостоятельно отстаивать интересы России на международной арене.

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ
30.05.2007

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©