НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
Валерий Энгель: К миру без нацизма!
интервью
Общественный деятель, кандидат исторических наук,  заместитель председателя  президиума международного правозащитного движения «Мир без нацизма», первый вице-президент Всемирного конгресса русскоязычного еврейства  побеседовал с корреспондентом «РВ» после своего юбилея.

- Г-н Энгель, Вам недавно исполнилось 50 лет. Скажите, какие ощущения,  когда за плечами полвека? Всё ли правильно в этом мире?

- Своих пятидесяти я пока не чувствую, поэтому и ощущения того, что я прожил полвека, у меня нет.  И хотя я понимаю, что пройден некий жизненный рубеж, но осознание этого ко мне ещё не пришло.
Что же касается правильности мироустройства… Я не претендую на то, чтобы сомневаться в результатах работы Всевышнего. 

Конечно, у каждого человека есть свой идеал, но ощущение идеала иллюзорно в принципе. Ведь для каждого существует свой собственный идеал, отличный от идеала других людей, а это уже субъективность. Исходя из этого, идеала, как модели для устройства общества, быть не может.

- Журналист Владимир Познер непременно спросил бы о следующем. Если бы дьявол предложил вам сделку: вечную жизнь в обмен на душу, согласились бы?

- Нет, не согласился бы. Хочется пройти этот путь правильно, пройти его с Богом в сердце.

-  Что бы вы сказали Богу, представ перед ним, о своём  жизненном пути?

- Навряд ли меня спросят. Не думаю, что у Бога есть вопросы, на которые он не знает ответа.

-  А всё ли верно в антифашистском движении с позиции Вашего опыта и возраста?

- Наше движение «Мир без нацизма» существует де факто всего год, а де-юре мы будем регистрироваться в октябре в Страсбурге. А в целом антифашистское движение устроено разнонаправлено и в нём нет единого руководящего органа. В мире существует самые разные группы "антифа", которые достаточно анархичны, слабо идеалогизированы. В итоге сторонней наблюдатель не в состоянии отличить фашиста от антифашиста, тем более, если такое движение родилось на базе футбольных болельщиков в неком депрессивном городе. Поэтому иногда "антифа" также примитивны, как и фашистские движения. Исходя из вышесказанного, мы поставили для себя задачу выделить из всего движения наиболее здоровые силы и организовать их.

Как можно сегодня бороться с нацизмом? Прежде всего, обладая хорошими экспертными и лоббистскими возможностями. Слава Богу, на сегодняшний день фашистов в чистом виде нет у власти ни в одной стране мира. Поэтому борьба с ними в настоящее время – это кропотливая работа с той элитой, которая существует в той или иной стране, даже, если эта элита сочувственно относится к фашистским движениям. Наша задача  - формировать общественное мнение, показывать, рассказывать, объяснять… Нам также необходимо сотрудничать с такими организациями, как Совет Европы и Европарламент. Чтобы ни у кого не будет сомнений в том, что нацизм или современный правый радикальный национализм, в какие бы одежды он ни рядился, это плохо, неприлично, если хотите. Но для этого нам нужно быть экспертами для тех людей, которые принимают решения по формированию социальной среды.

- Есть ли у вас последователи, особенно среди молодёжи?

- Начнём с того, что у нас есть многонациональная команда с опытом работы в самых разных условиях, которую возглавляет умнейший человек – сенатор РФ Борис Исаакович Шпигель. Без него не было бы и команды. Он обладает большим авторитетом, опытом и определённым государственным статусом.  В значительной степени благодаря этому с нами разговаривают сильные мира сего. Шпигель - это наш родоначальник и вдохновитель.

Помимо того, у нас есть много людей, посвятивших антифашисткой деятельности намного больше времени и лет, чем я. Это Андрей Заренков в Эстонии, Иосиф Корен в Латвии, Альгирдас Палецкис в Литве, Йохан Бекмен в Финляндии… Кроме того, антинацистские идеалы разделяет с нами целый ряд наших коллег-законодателей, общественных деятелей, в том числе из США  и из РФ. Хочется особо отметить лидеров Антидиффамационной лиги США во главе с Национальным директором этой организации Абрахамом Фоксманом, целый ряд членов Общественной палаты России, во главе с академиком Евгением Велиховым и Михаилом Островским.

А вот молодёжь – это наша основная цель и за эту цель мы боремся. Для неё нам нужно быть и экспертами, и авторитетами в хорошем смысле этого слова. Через несколько дней состоится учредительный съезд нашей региональной организации «Украина без нацизма», и меня очень радует, что львиную долю нагрузки по организации данного мероприятия взяла на себя молодёжь и молодёжные организации. Очень важно, что молодёжь ощущает опасность неонацизма. Но надо заметить, что происходит и обратная тенденция, связанная с сегментацией общества, ведь часть молодёжи, к сожалению, следует за неонацистами, что ясно видно на примере Латвии.

-Есть ряд мнений, почему идеи Гитлера продолжают жить. Не могли бы вы рассказать и обосновать эту проблему, как эксперт.

- Для этого есть ряд исторических, идеологических, политических и социальных причин. Начнём с исторических.  В большинстве стран Восточной Европы не была проведена денацификация. Или она была отброшена как наследие социалистического прошлого. Но даже та денацификация, которая имела место быть, была своеобразной и явно недостаточной. Сегодня в пытливых молодых умах все чаще возникает вопрос, а в чем были не правы нацисты? На Западе есть проверенный ответ на этот вопрос, своего рода прививка от нацизма - Холокост. Изучение Холокоста введено там во все школьные программы. Если придете в любой музей Холокоста или в еврейский музей в странах Западной Европы или в США, вы всегда найдете там много школьников. На постсоциалистическом пространстве это не так. Холокост при  социализме не изучался и, по известным причинам, замалчивался коммунистами. Потому прививку от Холокоста в бывшем СССР и в странах бывшего Варшавского договора дети так и не получили. Отсутствие полноценной денацификации, прежде всего в мозгах бывших граждан социалистических стран, является одной из важнейших причин возрождения нацистских настроений в Восточной Европе.

Социальные причины. В период крушения социалистической системы рассыпались прежние идеалы, миллионы людей оказались рядом с чертой бедности, возникали ростки дикого капитализма, что стало благодатной почвой для семян нацизма. Добавьте сюда крушение коммунистической идеологии, место которой очень быстро заняли различные идеологические, в том числе и нацистские течения.

И, наконец, глобализация. Мононациональные страны превращаются в исторически короткие сроки в мультикультурные. Этот процесс до недавнего времени поддерживался и большинством западноевропейских политиков, а  в итоге приезжие так и не ассимилировались, не прижились к новой культурной среде, и стали жить своей обособленной культурной и религиозной жизнью. Я не беру, например, отдельные страны Балтии и Скандинавии, где этот процесс насчитывает несколько столетий и где представители нетитульных наций представляют не менее 10%, а в некоторых случаях почти 50%  населения. Это двухобщинные страны, как бы ни старались этого не замечать существующие в этих странах политические режимы.

В данном случае речь идет о странах Западной Европы, которые благодаря наплыву беженцев за последние 30 лет превратились в мультикультурные, а также о  странах восточных цивилизаций, которые за последние десятилетия ощутили на себе мощное влияние чуждой им западной культуры и образа жизни.

Новые веяния, связанные с глобализацией привели к тому, что в пришлую культуру и образ жизни стали вовлекаться представителей титульных народов, а именно на этой почве и плодятся всяческие «измы», такие как ультраправый национализм, нацизм, антисемитизм и, как ни странно, исламский фундаментализм.

И уже чисто политическая причина  - это использование нацистских идей для реализации своей дискриминационной политики как в области экономики, так и в области политики в молодых постсоветских государствах. Необходимо было разделить общество по известному римскому принципу «разделяй и властвуй». Что и было с успехом сделано в 90-е годы руководством постсоциалистических государств.

- А как Вы пришли в это движение и что Вами руководило?

- Я с самого детства придерживался антифашистских взглядов. Не приемлю никакой дискриминации на национальной или религиозной почве.

В антифашистскую организацию я пришёл через еврейское движение, осознав, что нацистские настроения угрожают и еврейскому движению, и государству Израиль (хотя, на мой взгляд, современное израильское руководство, в силу своей изоляционистской политики, до сих пор этого до конца не осознает). А посмотрев на эту проблему более широко, я понял, что это угроза не только для евреев, но и для всех людей вообще, не зависимо от национальности и вероисповедания, просто евреи воспринимают её более остро, ведь они пережили Холокост и в них живёт историческая память.

Поэтому когда возникла идея создания единого антифашистского фронта, она полностью увлекла меня, я считаю ее очень важной и современной на нынешнем этапе исторического развития. Сегодня я отдаю ей большую часть своего времени. Стараюсь использовать  опыт своей предыдущей общественно-политической деятельности, который был наработан, прежде всего в еврейских организациях, например, в Федерации еврейских общин России.

- Но и волна антисемитизма также поднимается, если судить по интернету, а сущность антисемитизма близка к неонацизму…

-Антисемитизм был есть и будет, прежде всего бытовой антисемитизм. И никуда мы, к сожалению, от него не денемся, так же как не денемся от ксенофобии вообще. Причем наличие антисемитизма совсем не обусловлено наличием евреев в той или иной стране. Есть яркий пример страны, где практически давно не осталось евреев, но жив бытовой антисемитизм - это Польша.

Что интересно, через 20 лет после распада Советского Союза, мы видим, что многие другие народы приобретают черты "народа рассеяния", т.е. еврейского народа. Я не беру религиозный и культурный аспекты, хотя постепенно ощущения на психологическом уровне дискриминируемого народа приводят и к культурным изменениям в социуме. Например, представитель нетитульной нации во многих постсоветских странах, формально имеющий те же гражданские права, что и представитель титульной нации, должен быть профессионально лучше него, если он хочет занять, например, должность на госслужбе. У большинства это уже прочно засело в головах. Это часть социальной психологии народа-изгнанника. Правда, очень похоже на еврейскую "галутную" психологию?  Она очень скоро отразится и на его культуре.

Но в данном случае я говорю о социально-политическом факторе. Посмотрите на русских вне современной России  - они превращаются в народ рассеяния. Народ, оторванный от своей метрополии, который считает себя полноправным народом, равным своим соседям - представителям титульной нации, народ, боровшийся в значительной своей части за независимость своей новой родины (во всяком случае большинство голосовало на референдумах 1990 -го года за выход из состава СССР), не воспринимается определенной частью титульной нации, как равный партнёр или сосед, а и иногда и испытывает на себе дискриминационные меры правового характера. Особенно это касается Латвии, где мы с Вами сейчас разговариваем, и Эстонии, поскольку там большинство представителей нетитульных наций были вынуждены пройти унизительную процедуру т.н. "натурализации". Причем четыре года после получения независимости они не имели и такой предусмотренной законом возможности и были де-факто и де-юре отстранены как от участия в приватизации, так и от участия в политической жизни страны как "неграждане". И речь идет не о каких-то приехавших мигрантах, а о тех, кто родился на территории этих стран и подчас являются жителями этих стран на протяжении нескольких поколений. Вот вам своего рода "антисемитизм", только применительно к русскоязычным. Это, кстати, не только русские, но и украинцы, белорусы, те же евреи и т.д.

Ну а что касается того, что в антисемитизме, как и вообще в ксенофобии, есть черты нацизма, то это конечно так, поскольку там, где имеются черты дискриминации, есть черты нацизма.

-Какие фильмы о Великой Отечественной Войне и Холокосте вы порекомендовали бы посмотреть?

-Искусство кино, по прежнему всесильно. И в плохом и в хорошем смысле.  Ведь вспомните замечательный фильм «Семнадцать мгновений весны» или не менее замечательную киноэпопею "Освобождение". Сколько поколений современных людей воспитывались на этих фильмах. Однако Вы будете смеяться, но именно благодаря "Освобождению" я, тогда московский школьник,  улучшил свои знания немецкого языка. Так мне понравилось, как говорили на немецком герои этого фильма. Герои, как мы знаем, были руководителями вермахта и нацистской партии. А как многим советским детям, нравилась красивая форма нацистов! Как они восхищались героями О.Табакова и Л.Броневого, сыгравших высокопоставленных эсэсовцев в фильме "Семнадцать мгновений весны"! Думаю, что я не особо погрешу против истины, если скажу, что многих наших доморощенных нацистов привлекла к этой идеологии внешняя атрибутика германских наци, увиденная ими в советских же кинофильмах о войне.

Что же касается лучших фильмов, то на мой взгляд – это, в первую очередь, «Список Шиндлера». Вообще мне кажется, что лучший фильм о войне ещё не снят. Просто потому, что вокруг истории тех лет ведутся неутихающие споры. Пока нет общего взгляда на историю, не будет и по настоящему хорошего фильма, показывающего без прикрас всю подноготную того времени.

- Можно ли назвать Ваш род занятий своего рода миссией?

- Да, это миссия, к которой я шёл на протяжении 25-30 лет своей жизни. Возможно, не осознанно, но шёл. Через диссидентское движение, через еврейское движение я вышел на тот сегмент, который чрезвычайно важен для многих.

- К чему Вы хотите прийти?

- К миру без нацизма.

- В Вашей жизни многое состоялось. У Вас есть своя миссия,  но какие цели впереди?

- Я думаю, что после пятидесяти хочется добиться совершенства и эффективности в том, что делаешь. Хочется серьезных внушительных результатов. Мое желание  - сдвинуть неподъемную махину антинацисткого движения так, чтобы результаты ощущали не только дети и внуки, но и мы сами!

Беседовала Александра ТУРЧАНИНОВА
28.06.2011

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©