НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
ВОКРУГ ПРО
российско-американские отношения
В октябре месяце  в формате "два плюс два"  состоится встреча министров иностранных дел и обороны России и США по вопросам ПРО.  Она, по оценке многих аналитиков,  может  принести  сенсационные результаты,  способные вывести российско-американские отношения на качественно новый уровень. И вот почему.
После того, когда Вашингтон заявил о своем решении разместить в  Чехии и Польше элементы своей противоракетной обороны, эта история стала обрастать самыми загадочными сюжетами.  Сначала президент Владимир Путин выступил в Мюнхене со своей  знаменитой речью, в которой предупредил Европу о возрождении "холодной войны" и возвращении мира к военно-политическому противостоянию. Одновременно заговорили и российские военные,  используя аргументы технического свойства: мол, Иран, подозреваемый Западом в возможности нанесения ракетного удара по Европе, в настоящее время не располагает таким оружием и поэтому создание американской ПРО в Европе предназначено, прежде всего, для контроля над российским ядерным потенциалом.
Это - самый плохой сценарий для глобальной безопасности.  В Чехии и Польше размещается комплекс ПРО. И хотя все говорили только об американской инициативе, было ясно, что  увеличивается оборонный потенциал стран НАТО. Из этого также следует, что Брюссель  будет осуществлять  такое военное планирование, при котором на противоположной стороне остаются страны, не входящие в НАТО, но граничащие с этим блоком.  В первую очередь, конечно, Россия. При таком ходе событий российский Генеральный штаб России  просто обязан  приступить к осуществлению  так называемого ассиметричного планирования: создать дополнительный наряд средств и возможностей для нанесения ответного удара. Таким образом, мир  фактически возвращался в эпоху "холодной войны" и военно-политического противостояния.
После первых обменов "ударами" информационно - пропагандистского характера, Вашингтон все же решил активизировать  процесс консультаций  с Москвой по тематике ПРО. Такое  решение было принято на саммите Буш-Путин в Каннебанкпорте. Правда, накануне этой встречи Россия предложила США начать совместную эксплуатацию  расположенной в Азербайджане Габалинской РЛС. Администрация Белого Дома квалифицировала подобный ход в качестве " интересного предложения" и приступила к соответствующим политико-дипломатическим маневрам в Баку.  Похоже, небезуспешно для себя, если учесть  недавнее заявление командующего Космическими войсками РФ Владимира Поповкина.  Он отметил, что не стоит ставить обороноспособность России в зависимость от "чужих политиков". То есть, речь уже пошла о возможности ухода России со всех расположенных за ее пределами радиолокационных станций системы предупреждения о ракетном нападении.
( Заметим в скобках: азербайджанский МИД пока не получил обращения по поводу отказа России от использования Габалинской РЛС.  К тому же официальный представитель Космических войск России  заявил, что в рамках действующего договора об аренде радара Россия собирается до 2012 года в полном объеме эксплуатировать объект. Причем в договоре заложена возможность его автоматического продления каждые три года. Но, вместе с тем, многие аналитики уверены, что Москва не собирается продлевать аренду и, предлагая американцам совместно использовать радар, фактически его им уступает). 
Таким образом,  можно говорить уже об устойчивой тенденции:  ранее Москва объявила об отказе  от расположенных на Украине  двух радаров предупреждения. Более того,  нельзя исключать, что  последует отказ России и от эксплуатации аналогичных объектов  в Казахстане и  Белоруссии.
Наряду с этим Москва предприняла определенные дипломатические ходы и в Европе. Праге рекомендовали подождать до конца года с принятием решений о размещении на своей территории элементов американской ПРО. Похоже, что  Чехия  решила  действительно выждать до принятия окончательного решения в диалоге Россия-США.
В июле в Вашингтоне состоялась первая межведомственная встреча дипломатов и военных России и США. По их окончании глава Смоленской площади Сергей Лавров заявил, что каких-либо новых аргументов в пользу реализации своих планов по размещению баз ПРО в Польше и Чехии Вашингтон не представил. Тем не менее, в кулуарах поговаривали, что российско-американские обсуждения этой проблемы  являются " плодотворными и серьезными".
Разумеется, за ходом российско-американских консультаций внимательно наблюдают в Тегеране.  Чувствуя, что Россия и США начинают сближаться по некоторым позициям, Иран решил допустить инспекторов МАГАТЭ на свои ранее закрытые ядерные объекты. С чисто внешней стороны кажется, что это  решение направлено прежде всего на срыв  готовящейся резолюции СБ ООН по Ирану. Но речь все же идет о более глубинных процессах, касающихся будущего всего Большого Ближнего Востока.
Дело в том, что в вопросе введения санкций в отношении Ирана обозначилось определенное сближение  позиций как внутри Запада в целом, так и между Россией, Китаем и Западом. Вот как, например, прокомментировал ситуацию в интервью  Радио " Свобода" заместитель государственного секретаря США по политическим вопросам Николас Бернс: "Нам удалось создать широкую международную коалицию, которая включает Россию, Китай, европейские страны и США. Мы привлекли практически все основные страны мира в помощь нашей стратегии в ООН и в МАГАТЭ. Мы предпочитаем мирное дипломатические решение, и мы будем работать над ним в ближайшие месяцы, чтобы иранцы приняли наши предложения".
Но, как нам представляется,  "новый " иранский процесс только начинается. Если, например, будет осуществлена приостановка действий резолюций Совета Безопасности ООН 1737 от декабря прошлого года и 1747 от марта нынешнего года, это станет реальным признаком  подготовки нового решения так называемой иранской проблемы. Побывавший недавно в Москве сенатор Ричард Лугар высказался  на сей счет однозначно: " Разногласия между нашими правительствами относительно действий Тегерана продолжаются слишком долго. Но в последнее время наши точки зрения начали сближаться, что открывает путь к сотрудничеству в рамках Совета Безопасности".
В этой связи некоторые западные аналитики предполагают, что Москва все же приняла решение  переиграть так называемую " иранскую карту",  получая взамен  проект по созданию  общей с американцами системы безопасности.
Чего же в таком случае приходится ждать от политики нынешнего руководства Ирана?  Ясного ответа на этот вопрос пока нет. Тегеран предпочитает  пока дипломатические манеры и предпринимает даже попытки выйти на самостоятельный диалог с Вашингтоном по  проблемам Ирака и Афганистана. Но как бы ни осуществлялся такой диалог, ясно, что  в обозначенном глобальном контексте  он будет носить все же локальный характер.
В контексте вышеизложенного отдельно следует отметить существующее мнение, что Владимир Путин перед уходом со сцены большой политики, не желает оставлять Россию в ситуации, когда говорят о "холодной войне", и идет на сближение с США.
Возможно, в обозначенной позиции есть доля истины. Пока же эксперты России и США продолжают делать те наработки, которые  будут вскоре доложены президентам Путину и Бушу.  Так что  в российско-американских отношениях наступает напряженный и ответственный момент.  Поэтому  каждая из сторон должна проявлять дипломатическую деликатность и ответственность, чтобы не навредить  поиску взаимоприемлемого важнейшего решения.


Виктор КОЛЫВАНСКИЙ
06.09.2007



                                                           

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©