НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
ИСТОРИЯ НА ЭКСПОРТ
мнение эксперта
Россия и Эстония ведут жесткий спор об истолковании общего прошлого. В Таллине последовательно демонизируют  советский период своей истории: приравнивают советскую символику к нацистской, демонстративно выкорчевывают из центра столицы памятник советским солдатам-освободителям, продвигают на мировую арену концепцию геноцида, якобы осуществлявшегося в Эстонии советскими властями. В Москве эти действия подвергаются жесткой критике: история влияет на политику, а политика, в свою очередь, задает рамки истолкования истории. Возможно ли в этих условиях написание объективной истории Эстонии 40-х – 50-х годов? 
На этот вопрос следует ответить положительно. Да, написание объективной истории возможно – но произойти это может только в России. Для политического истэблишмента Эстонии официальная концепция «советской оккупации и геноцида» носит принципиально важное значение. При помощи этой концепции легитимизируется ограничение в правах русскоязычных «неграждан», подчеркивается ориентированность страны на НАТО, ЕС и США, решаются вопросы удержания власти «правыми» политиками. России в развернувшейся борьбе за историю нужно гораздо меньше. Во-первых, память о советских солдатах не должна подвергаться в Эстонии поруганию. Во-вторых, должна быть прекращена героизация воевавших на стороне нацистов коллаборантов. В-третьих – и это самое важное – события прошлого не должны использоваться для предъявления к России каких бы то ни было требований политического или финансового характера. События минувшего века должны стать предметом кропотливого изучения ученых, а не дубинкой в руках современных политиков. Конечно, даже в этом случае разногласия между эстонскими и российскими историками останутся. Разногласия – это нормально.
Однако принципиальная важность для эстонских политиков концепции «оккупации и геноцида», о которой говорилось выше, делает невозможным написание в Эстонии объективной истории. За примерами не надо далеко ходить: при президенте республике действует т.н. Комиссия по расследованию преступлений против человечности, специализирующаяся на исследовании эстонской истории середины ХХ века.  В 2006 году эта комиссия выпустила монументальный сборник докладов «Эстония, 1940 – 1945» - своеобразную официальную эстонскую историю. И что же мы видим? Эстонские историки Мелис Марипуу и Арго Куусик, исследуя архивные документы, приходят к выводу, что в 1940 – 1941 гг. советскими военными трибуналами в Эстонии было осуждено на смертную казнь более 400 человек. Однако в итоговый отчет комиссии включается иная цифра казненных, восходящая к нацистской пропаганде времен войны и абсолютно необоснованная – 1850 человек.
Подобный подход – не исключение, а правило. В опубликованной в сборнике «Эстония, 1940 – 1945» статье историков Питера Каасика и Тыниса Мюлдре говориться о том, что во время боевых действий летом 1941 года советскими войсками и истребительными батальонами было уничтожено 819 эстонских «лесных братьев». Однако в итоговом отчете комиссии число уничтоженных «лесных братьев» занижается до сотни – для обоснования идеи о терроре против гражданского населения республики, якобы осуществлявшегося советскими истребительными батальонами. 
И еще один небольшой пример. Эстонским историкам хорошо известно общее число депортированных 14 июня 1941 года – 9546 человек. Однако в итоговом отчете комиссии, мы читаем, что число депортированных якобы составило более 10 тысяч человек.
Почему же комиссия пренебрегает данными собственных историков, включая в итоговый отчет неадекватные цифры? – Потому, что иначе обосновать необходимую политикам концепцию «советского геноцида» не получается.
Дело доходит до мобилизации на защиту официальной эстонской истории спецслужб. Так, во второй половине мая эстонская полиция безопасности представила журналистам и общественности отчет за 2006 год. Годовой отчет – сорокастраничная брошюра, половину объема которой занимают фотографии, а половину – текст об угрозах государственному порядку Эстонии и усилиях, предпринимаемых полицией безопасности для борьбы с вышеупомянутыми угрозами. Самое же интересное заключается в том, что специальный раздел годового отчета эстонской спецслужбы посвящен изданным в России сборникам документов о преступлениях прибалтийских коллаборационистов.
Это, безусловно, новое слово в исторической науке: сборники архивных документов в Эстонии теперь оцениваются полицией безопасности. Историографы в погонах рассказывают нам, что эти сборники – псевдонаучные пропагандистские издания, публикация которых является антиэстонской операцией. При этом, правда, новоявленные историографы безбожно путаются в самых элементарных вещах. «51 документ из Центральных архивов ФСБ были опубликованы в книге «Эстония: Кровавый след нацизма, 1941 – 1944», - говорится в отчете. – Поскольку к архивам ФСБ нет свободного доступа, подлинность этих документов невозможно проверить».
Однако открыв сборник, мы видим, что в ЦА ФСБ хранятся лишь 8 из 51 опубликованного документа. Все остальные документы хранятся в Государственном архиве Российской Федерации. Это открытый для всех исследователей архив. Если у сотрудников эстонской полиции безопасности появиться желание проверить подлинность опубликованных в сборнике «Эстония: Кровавый след нацизма» документов, им нужно всего-навсего съездить в Москву и  посидеть несколько дней в архиве. Заодно они смогут узнать много нового о преступлениях эстонских пособников нацистов – ведь в вызвавшем пристальное внимание эстонской спецслужбы сборнике опубликовано лишь полсотни документов. В архивах же таких документов тысячи.
На самом деле, конечно же, вопросы подлинности опубликованных российскими исследователями документов о преступлениях нацистских пособников эстонскую полицию безопасности волнуют в последнюю очередь. Дело здесь в другом.
Эстонские политики упрямо отметают обвинения в государственной реабилитации нацизма. Однако дьявол – в деталях. Если сборники документов о преступлениях нацистов и их пособников становятся предметом внимания спецслужбы как антигосударственные издания, то существенным элементом государственной идеологии является отрицание нацистских преступлений. Содержание годового отчета эстонской полиции безопасности наглядно свидетельствует, что в этой стране действительно реабилитируется нацизм. Полиция безопасности – лишь инструмент, используемый для отставания официальной версии эстонской истории. Версии, в которой главная угроза Эстонии исходит от России, а доблестные эстонские эсэсовцы героически защищают свою родину от русско-большевистских орд «пьяниц и мародеров». Версии, по существу своему пронацистской.
Официальный Таллин упорно и небезуспешно продвигает эту версию на международной арене, надеясь сделать ее общепризнанной. Однако тот факт, что для защиты этой версии привлекается полиция безопасности, свидетельствует о ее научной несостоятельности. 
Как видим, о свободе исторического исследования в Эстонии говорить не приходиться.  Разве можно говорить о научной объективности, если в дело вступает полиция безопасности? Если даже беспристрастные сборники документов могут быть названы пропагандистскими и антиэстонскими? Если в отчеты официальной комиссии историков включаются «общепринятые» данные нацистской пропаганды, а выявленные эстонскими учеными реальные цифры  советских репрессий просто игнорируются?
В этой ситуации написание объективной истории Эстонии времен второй мировой войны становится возможным лишь в России. В нашей стране нет ограничений для исследователей и даже в страшной сне невозможно представить, чтобы ФСБ включало в свой годовой отчет какие бы то ни было сборники документов в качестве «подрывной литературы». В российских архивах хранятся комплексы документов, позволяющие исчерпывающе изучить нацистский оккупационный режим в Эстонии, участие эстонских коллаборационистских формирований в карательных операциях против мирного населения России и Белоруссии, борьбу с оккупантами и их пособниками советских партизан-эстонцев, боевой путь эстонских формирований Красной Армии, советскую репрессивную политику в Эстонии и многие другие исторические сюжеты. Эти документы должны быть детально исследованы и опубликованы. Новые сборники архивных документов и педантичные монографии российских исследователей должны стать главным экспортным продуктом, поступающим из России в Эстонию.
И пусть эстонская полиция безопасности изнемогает в борьбе с этой «экстремистской» литературой.

Александр ДЮКОВ, автор изданной в 2007 году книги «Миф о геноциде: Репрессии советских властей в Эстонии»
05.10.2007



                                   

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©