НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
ПОЛИТЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРИБАЛТИЙСКИЙ УЗЕЛ – ЧАСТЬ 1/2
круглый стол
Геополитические рамки экономического взаимодействия России и стран Прибалтики. Место и роль политики Европейского Союза, США и России в формировании экономической политики прибалтийских стран. Цели, задачи, механизмы и институты воздействия основных геополитических игроков на страны Прибалтики. Субъекты формирования экономического курса в прибалтийских странах.

Д.Ермолаев:
Ключевой сферой экономического взаимодействия России с прибалтийскими странами (Литва, Латвия, Эстония) является транзит через их порты российских экспортных и импортных потоков. Следует отметить, что Латвия, Литва и Эстония расположены на основном российском экспортно-импортном маршруте, пролегающем через Балтийское море. Следует отметить, что российские и зарубежные порты Балтийского моря обеспечивают большую часть товарооборота России. Несмотря на развитие иных направлений (г.Мурманск, порты Черного моря), видимо, ситуация в обозримой перспективе не изменится и через Балтику и впредь будет «проходить» большая часто российского экспорта и импорта. Несмотря на создание и развитие российских портовым мощностей на Балтике, то обстоятельство, что темпы роста внешнеэкономического оборота России превышают темпы роста ВВП, приводит к тому, что Россия в обозримой перспективе будет испытывать дефицит портовых мощностей на Балтике и, соответственно, ей будет необходимо пользоваться услугами прибалтийских портов.
Россия в настоящий момент не оказывает какого-либо значимого воздействия на экономическую политику стран Прибалтики. В целом, тоже самое можно сказать и про США. Основную роль в определении экономической политики в станах Прибалтики играет Евросоюз. Последний осуществляет свое влияние через институты ЕС. Главной задачей Евросоюза в Прибалтике является полное включение Латвии, Литвы и Эстонии в единое экономическое пространство ЕС.
Субъектами формирования экономического курса в странах Прибалтики являются ориентированная на ЕС местная бюрократия и ориентированные на местных олигархов (имеющих зачастую отличные от ЕС взгляды) местные политики. Экономический курс вырабатывается как некий компромисс между этими двумя группами.

А.Суздальцев:
1)Геополитика прибалтийских стран в ближайшее десятилетие сохранит свою актуальность для задач модернизации российского государства. Огромные транспортные капиталовложения советского периода, рассчитанные  на десятилетия экспортных поставок, к началу 90-х годов так и не окупившись, перешли под юрисдикцию местных национальных элит. Политизация экономических отношений с РФ привело к их кризису: российские власти  на первом этапе улучшения ситуации на мировых рынках энергоносителей (середина 90-х гг. ХХ века) приступили к созданию альтернативных транспортных коммуникаций и экспортных (морских) терминалов.  С этого момента вопросы напряженных межгосударственных отношений России и прибалтийских стран (ситуация с русскоязычными общинами, вхождение в НАТО, активное вмешательство правящих кругов Латвии, Литвы и Эстонии во внутренние дела России (Северный Кавказ), в политическую жизнь стран СНГ) постепенно вышли на европейский уровень. Вхождение прибалтийских стран в ЕС ускорило этот процесс. «Балтизация» российско – европейских отношений предшествовала «полонизации» 2005-2007 гг.
2)В настоящее время Россия не оказывает институционального влияния на формирование экономической политики прибалтийских стран, но ее объективное влияние на экономическую жизнь Прибалтики не снижается.  Экономика прибалтийских стран реформируется и перестраивается по европейским лекалам и мы можем выделить два основных и один косвенный  векторы европейской политики в данном регионе:
а)Инфраструктурные  проекты, призванные улучшить связи между Прибалтикой и остальной Европой. Стоит отметить, что большого успеха в рамках этих проектов  не достигнуто. Страны  продолжают эксплуатировать еще советскую, неплохо развитую в 70-80-е годы инфраструктуру. В частности, до сих пор не решена проблема по созданию согласно европейских стандартов автострады Вильнюс – Варшава. Большая часть инфраструктурных проектов вылились в неглубокие модернизационные изменения, улучшающие ситуацию, но не меняющую ее кардинально.
б)Энергетические проекты, призванные решить проблему «Приалтийского энергетического острова» на 100% зависимого от поставок энергоносителей из России. Тем не менее, ЕС ничего радикального в данной сфере не решил, а только усугубил: способствовал продаже крупнейшего в Восточной Европе Мажейкяйского НПЗ польской корпорации, не имеющей доступа к добыче сырой нефти; добился начала процесса ликвидации Игналинской АЭС, до сих пор не вывел на финишную прямую концепцию строительства Прибалтийской АЭС, чему способствует негативная позиция Польши; приложил минимум усилий для присоединения Прибалтийской энергетической системы к общеевропейской (ЛЭП Литва – Польша, введенная только в 2007 г.).
в)Бизнес – проекты, призванные расширить возможности для ведения бизнеса в странах Прибалтики (доступ к кредитам, рынку Европы, финансовой системы ЕС и т.д.), что должно косвенно способствовать росту занятости среди населения и переориентации внешней торговли  с востока на запад. В данной сфере  только в Эстонии удалось добиться некоторых  успехов, что учитывая малочисленность населения и наличие высококвалифицированного трудового потенциала было не столь сложно, что и обеспечили страны ЕС – соседи Эстонии. Успехи в Латвии и Литве оказались на порядок ниже. В целом, Прибалтика, включая Эстонию, остается одной из самых бедных окраин Евросоюза, зоной экономической депрессии и разогнанной инфляции, до сих пор не готовой к присоединению к валютному союзу. Дотации со стороны ЕС правящая элита прибалтийских стран пытается компенсировать максимально возможным участием в деятельности ЕС, первоочередным участием во всех  проектах ЕС, активной антироссийской позицией, подразумевающей «фронтовой» статусЛатвии, Литвы и Эстонии, что требует очередных дотаций и преференций. Фактически, прибалтийские страны, строя свою экономическую политику по европейскому формату, активно используют свое соседство с Россией.  Косвенно именно Российская федерация продолжает оказывать серьезное вмешательство на экономическую политику Латвии, Литвы и Эстонии. 
3)Современная Прибалтика  имеет серьезное экономическое значение только для России. Евросоюз выполняет в этом регионе в большей степени имиджевые экономические  задачи, призванные продемонстрировать эффективность Евросоюза в Восточной Европе. Для Брюсселя прибалтийские страны являются политической «нагрузкой», навязанной Европе США. НАТО (США) активны  в Прибалтике, используя  данный регион, прежде всего, в качестве передового рубежа (инфраструктура раннего предупреждения, разведка, аэродромная и портовая инфраструктуры).  В случае гипотетического конфликта, Запад регионом скорее всего пожертвует. Прибалтийским странам, как всегда в истории данного региона, уготована роль «разменной монеты» в условиях возможного возвращения к состоянию «холодной войны» между Востоком и Западом. ЕС и НАТО имеют полноценные механизмы и институциональные возможности для обеспечения своих интересов в данном регионе.

К.Черемных:
События апреля 2007 года в Таллине, где был снесен памятник солдатам
армии, сыгравшей основную и неотъемлемую роль в освобождении Европы
от нацизма - памятника, воплотившего в себе образ более миллиона
бойцов, пожертвовавших собой не только за свою родину, - заставляют
переоценить целый ряд событий последнего двадцатилетия.

Тот факт, что в начале двадцать первого века западный мир, едва успев
отпраздновать победу в "холодной войне", был застигнут врасплох
угрозой исламского терроризма, был прямым следствием распада
Советского Союза. Вирус, распространившийся на пространстве от Алжира
до Филиппин и поглощающий все новые жертвы - последней оказалась
экс-премьер Пакистана Беназир Бхутто - в свое время взращивался с
целью подрыва СССР. Пресловутый Усама бин Ладен, с которым ничего не
может поделать зазнавшийся до поры победитель "холодной войны", как
известно, начинал свою карьеру наемным боевиком под прикрытием ЦРУ
США.

В лице СССР мир лишился важнейшего стабилизирующего фактора в
Евразии.  Миллионы бывших активистов левых партий стран Востока и
Северной Африки после падения коммунизма перешли под знамена ислама.
Уже одно это обстоятельство ставит вопрос о пересмотре исторической
роли событий 1991 года, когда образование пятнадцати государств на
месте СССР обернулось не только разделом территории великой державы и
ее военного потенциала, но и разрывом по живому ее гражданской
экономики и семейных связей.

Мы не можем требовать ни от Европы, ни от США пересмотра отношения к
коммунизму и вождям КПСС. Мы не требуем уважения к нашей традиции и к тем духовным основам, на которых сегодня возрождается Россия. Мы лишь напоминаем о том, что западный мир построен на основе того же
христианства. Из одного этого очевидно, что возникновение даже в
малых государствах Европы рецидивов нацизма - угроза не только для
русской, но и для западной цивилизации.

Нежелание Европы осудить осквернение памяти своих освободителей
столь же позорно, как и молчание то же Европы в момент водружения
памятника ветеранам дивизии СС, известно как "монстр Лихула". Это
молчание ранит сердца оставшихся в живых ветеранов войны сильнее
самых оскорбительных слов.

И это же молчание, на фоне картины беспрецедентного падения
политического и экономического авторитета США, освобождает Россию от многих добровольно принятых на себя ограничений. На фоне кровавого хаоса, устроенного США в Ираке, и потенциально еще более разрушительных последствий попытки "демократизации" Пакистана, меркнут не только вынужденные жесткие меры по восстановлению конституционного порядка на Кавказе в недавнем прошлом, но и многие репрессивные акции сталинского периода. Тем более что число пострадавших от репрессий в странах Балтии и абсолютно, и относительно ниже числа репрессированных в самой России.

Россия вправе самостоятельно инициировать пересмотр истории прошлого
века - от хаоса, устроенного в годы Первой мировой войны, от той
неблаговидной роли, которую сыграли в последовавшей гражданской войне
союзники по Антанте, до прямого участия тех же западных держав в
разделе экономического наследства СССР в девяностые годы. Россия
вправе пересмотреть не только дискриминационные соглашения по
ограничению вооружений, но и все итоги периода завершения "холодной
войны" с чистого листа.  Этот счет окажется отнюдь не в пользу стран
Балтии, которые в последние десятилетия прошлого века оказались в
привилегированном положении по сравнению с множеством регионов
России. В то время как российская провинция страдала от безработицы,
утраты личных сбережений и катастрофического падения уровня жизни,
страны Балтии благополучно извлекали прибыль из своих транзитных
преимуществ. Этот факт столь же невозможно вычеркнуть из истории XX
века, как и коллаборационизм балтийских элит в годы Второй мировой
войны.

                ***

Все пункты предложенной повестки дня имеет смысл рассматривать в
рамках избранной стратегии самодостаточной державы в отношении
несамодостаточных малых государств, ранее входивших в СССР,
правопреемником которого является Россия со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Самодостаточная держава, преодолевая период общего кризиса (в случае
России 1991 года - смуты второго порядка), может следовать стратегии
одного из трех типов, которым соответствует принципиально различное
целеполагание.

Выбор стратегии определяется соображениями общего и регионального
значения, а также ситуационными факторами.

Общие предпосылки выбора стратегии в странах Балтии определяются:

- трактовкой неизменности европейских границ, установленных по итогам
Второй мировой войны странами антигитлеровской коалиции;

- официальной историко-правовой оценкой распада СССР и соответствующей оценкой прямых последствий для экономики и
обороноспособности России как правопреемника СССР;

- оценкой расходов государственного бюджета СССР на развитие экономического, научно-образовательного и культурного потенциала
бывших республик СССР;

- оценкой прибыли, извлеченной странами Балтии и их экономическими
субъектами из транзитных преимуществ с 1991 года до настоящего времени;

- оценкой морального ущерба, нанесенного гражданам РФ и населению стран Балтии, пораженному в правах на образование, трудоустройством и
перемещение в связи с нетитульным происхождением;

- правовой оценкой международных договоров, ограничивающих размещение военного потенциала России на ее территории;

- прогнозом возможного геополитического и военно-стратегического ответа стран Запада на восстановление Российской Федерацией своего влияния в масштабе границ исторической России.

Региональные предпосылки выбора стратегии определяются:

- значением территории стран Балтии для обеспечения обороноспособности и целостности Российской Федерации;

- уязвимостью стратегических объектов РФ, центров концентрации ее экономического и демографического потенциала для наступательного
потенциала недружественных держав, который может быть размещен на территории стран Балтии;

- историко-статистической оценкой потерь СССР в период Второй мировой
войны, понесенных в ходе разгрома гитеровских сил в странах Балтии.

Ситуационные обстоятельства включают:

- готовность элит стран Балтии к политическому диалогу с позиции
приспособления к российским интересам;

- политикой правительств стран Балтии в отношении русской культуры и
ее носителей, признание права на образование и развитие в соответствии с культурным выбором;

- политикой правительств ЕС и стран Балтии в области прав граждан на
передвижение.


1). Стратегия вынужденного отступления

Генеральная цель - приспособление к мировой ситуации, изменившейся не
в пользу России. Принцип стратегии в отношении ранее подконтрольных
территорий: "только бы не было войны". Сверхзадача внешней политики:
достижение добрососедства. Задача дипломатии: минимизация уступок
заведомо превосходящим геополитическим конкурентам, несомненно
заинтересованным в рассматриваемых территориях и готовых к применению всего спектра политических, экономических и военных мер для
предупреждения их возвращения под контроль России в любой форме.
Принцип договорной политики: заключение соглашений о временном статусе государственных границ. Принцип влияния в сфере публичной
политики: поддержка правозащитных партий и организаций, отстаивающие
права важных для России групп населения (как граждан России, так и лиц, отказавшихся от обмена паспортов СССР, независимо от этнической
принадлежности).

Внешние условия реализации стратегии:

- полное согласие между геополитическими конкурентами России,
имеющими интерес к данной территории; высокая степень
заинтересованности конкурентов России в данной территории,
позволяющая вести переговоры о размене сфер влияния;

- наличие прочных гарантий всесторонней экономической поддержки
стран данной территории со стороны государств Запада и
международных институтов;

- сосредоточение серьезных наступательных военных сил или
стратегического оружия конкурентов России на данной территории.

Внутренние условия реализации стратегии:

- практически полная интеграция элит стран данной территории в элиты Запада;

- отсутствие дееспособных структур российского влияния на данной
территории;

- отсутствие или полная недееспособность пророссийских
общественно-политических структур на данной территории.



2). Стратегия экономической реинтеграции

Общая цель - вовлечение несамодостаточных малых государств в хозяйственный оборот России в соответствии со стратегическими
задачами России на западном направлении, а также в соответствии с
имеющимся у данных государств экономическим и транспортно-транзитным потенциалом, традициями разделения труда и особенностями менталитета местной рабочей силы. Принцип стратегии: "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". Сверхзадача внешней политики: достижение безусловной лояльности системообразующих элит данных государств к России. Принцип договорной политики: затягивание признания границ под различными предлогами, в случае выставления претензий - ответ столь же обоснованными превосходящими претензиями (напр. в ответ на
требования экономической компенсации "оккупации" - предъявление счета
за все инвестиции в экономику стран Балтии из бюджета СССР с 1940 по
1991, включая стоимость образования кадров стран Балтии в высших
учебных заведениях на территории РСФСР). Принцип влияния в публичной
политике:  воздействие на политическую элиту через экономическик
рычаги на корпоративном и персональном уровне, поддержка статусных
политических партий, представляющих интересы союзного фрагмента элит.


Внешние условия реализации стратегии:


- наличие неразрешимых разногласий между  геополитическими
конкурентами России;

- рост конкуренции за влияние на данную территорию;

- отсутствие готовности конкурентов РФ защищать данную территорию
всем арсеналом средств до разрешения вышеназванных противоречий.


Внутренние условия реализации стратегии:

- наличие системообразующего фрагмента элит на данной территории,
непосредственно заинтересованных в экономическом партнерстве с РФ;

- наличие отстроенной системы политического и экономического влияния
РФ на данной территории;

- формирование общественно-политического представительства интересов
РФ на данной территории.



3). Стратегия политической реинтграции

Общая цель - достижение полной реинтеграции несамодостаточных
государств в Российскую Федерацию. Принцип стратегии в
подготовительном периоде: чем хуже, тем лучше. Договорная политика:
саботаж признания границ. Принцип влияния в публичной политике:
поддержка радикальных антиэлит, в первую очередь левых сил и
сепаратистских организаций.


Внешние условия реализации стратегии:

- выраженные кризисные явления в эконоике Запада, прямо или косвенно ухудшающих социально-экономическую ситуацию на данной территории;

- кризиса базовых военно-политических структур Запада;

- утрата интереса конкурентов к данной территории в связи со свертыванием внешней политики по вышеназванным причинам; готовность элит Запада к размену сфер влияния на условиях РФ


Внутренние условия реализации стратегии:

- переход социально-экономического кризиса на данной территории в
политический;

- дискредитация прозападных элит в глазах основной массы населения

- преобладание пророссийских общественно-политических структур в сфере публичной политики на данной территории.


            ***

Теперь пройдемся по избранным нами пунктам повестки дня в соответствии с каждой из возможных стратегий, каждая из которых может быть сопровождена веским политическим и экономическим обоснованием.

Пункт 1а. Геополитические рамки взаимодействия России и стран Балтии
определяются следующими ограничительными факторами:

- эксклавный статус Калининградской области;

- близость объектов международной экономической инфраструктуры к
границам стран Балтии;

- недостаточность гарантий экономической, социальной и личной
безопасности беззащитных категорий соотечественников, в первую
очередь пожилых граждан, инвалидов и детей.

Следовательно, в рамках стратегии N1 расширение рамок геополитического маневра России в странах Балтии может достигаться:

- за счет заключения договоров о транзите грузов, электроэнергии и
пассажирских перевозках через страны Балтии на взаимоприемлемых
условиях;

- за счет международных соглашений со странами-потребителями
энергоресурсов, обеспечивающих неприкосновенность базовых объектов
международной инфраструктуры доставки энергоносителей;

- за счет создания оптимального режима для получения гражданства
России гражданами стран Балтии и гарантий их первоочередной
социально-экономической адаптации в России.


В рамках стратегии N2 возможности геополитического маневра России в
странах Балтии могут обеспечиваться:

- приватизацией транзитной инфраструктуры стран Балтии российскими
корпорациями;

- взаимовыгодными соглашениями с Польшей и Белоруссией,
обеспечивающими полную независимость России и в частности,
Калининградской области, от транзита через страны Балтии;

- достройкой инфраструктуры портов и транспортных средств для
достижения полной независимости транзита российских грузов в обход
стран Балтии.


В рамках стратегии N3 вышеуказанные меры дополняются:

- схемой оперативного включения всех мер экономической блокады стран
Балтии;

- дополнительными системами безопасности транзитной инфраструктуры,
приближенной к границам стран Балтии;

- разработкой плана эвакуации граждан России из стран Балтии на
случай чрезвычайных политических обстоятельств.


Пункт 1б. Место и роль политики ЕС в Балтийских странах определяется:

- экономическим и социальным эффектом вступления стран Балтии в
Шенгенское пространство и зону евро;

- корпоративным влиянием ЕС в системообразующих сферах экономики
стран Балтии, включая финансовые рынки, транспорт и недвижимость;

- масштабами прямых субсидий ЕС в рамках политики выравнивания;

- энергетической политикой ЕС в странах Балтии;

- взаимодействием ЕС и стран Балтии в военной, разведывательной и
правоохранительной сферах.


Вступление стран Балтии в Шенгенское пространство создает
значительные преимущества для граждан этих стран, имеющих
экономическую и правовую возможность ощутить себя гражданами большой Европы. Однако это преимущество касается отнюдь не всех слоев
населения стран Балтии. Вступление в Шенген равнозначно вступлению
стран Балтии в фазу социального раскола.

Вероятные итоги вступления Балтии в Шенген:

- падение конкурентоспособности национальных производителей
с актуализацией экономических предпосылок евроскептицизма в регионе;

- размывание культурной и конфессиональной идентичности титульных
этносов Балтии с актуализацией культурных предпосылок евроскептицизма
в регионе;

- усиление противоречий между категориями населения стран Балтии,
имеющими и не имеющими возможность воспользоваться правом свободного перемещения в европейские страны;

- усиление противоречий между категориями населения, имеющими и не
имеющими материальную возможность для перемещения в европейские
страны;

- возникновение новых категорий населения, лишенных права перемещения
в европейские страны в силу ограничений, установленных ЕС по
различным поводам.



Пункт 1в. Место и роль политики США в странах Балтии определяется:

- прямым политическим влиянием США через механизм международных
военно-политических (НАТО) и общественных структур;

- опосредованным влиянием США через неправительственные организации;

- политическим давлением США на принятие решений в области
транзита между РФ и ЕС.

Общее снижение геополитического влияния США в течение второй половины 2007 года уже проявилось в странах Балтии:

- в Литве - возвращением в активную политику "нежелательного элемента"
Виктора Успасских;

- в Латвии - избранием на пост президента Валдиса Зетлерса, а не
протеже Вашингтона Марека Риекстиньша;

- в Эстонии - социологически подтвержденным падением популярности
правоцентристской коалиции во главе с Андрусом Ансипом на фоне
экономических проблем, тождественных американским (ипотечный
кризис).

Пункт 1г. Экономическая политика стран всех стран Балтии в последние
годы отличалась противоречивостью интенций по причине:

- объективной заинтересованностью в экономическом партнерстве с Россией
и Белоруссией;

- возникновением новых центров экономического влияния в мире -
в частности, в лице КНР;

- страхом перед политическим давлением со стороны США.

Экономический курс во всех трех государствах Балтии следует считать
несформированным. О формировании устойивого экономического курса
можно будет судить после:

- заключения долговременных рациональных экономических и культурных
договоренностей между Россией и Польшей;

- решения вопроса о строительстве новой АЭС в Литве, утратившей 70%
энергетической самостоятельности после закрытьия Игналинской АЭС по
требованию Евросоюза;

- вступления стран Балтии в еврозону.


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©