НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Фильм для НАТО про лесных братьев снял эсэсовец из детского сада

Ещё не утих скандал с размещением на сайте НАТО фильма «Лесные братья. Сражение за Балтию», в котором в позитивном ключе показаны нацистские коллаборационисты в военных кепи Вермахта и с германским оружием в руках, как стали известны новые сенсационные подробности. Подробнее »

 
НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ: ГЛАВНЫЙ РЕФОРМАТОР СНГ
политпортрет
Нельзя не удивляться настойчивости и последовательности, с какой президент Казахстана Нурсултан Назарбаев добивается проведения реформы СНГ. Пожалуй, это единственный президент из стран-участниц, который столь жестко ставит политический диагноз тому состоянию, в котором пребывает Содружество.

По принципу «вода камень точит»

Нурсултан Назарбаев давно признал, что работой СНГ недовольны очень многие его члены. Лидер Казахстана обнародовал удивительную статистику: за время существования организации из 1600 подписанных сторонами документов реально работают только около 10 процентов. «Содружество превратилось де-факто в клуб для встреч президентов», — говорил Нурсултан Назарбаев. Тем не менее, заглядывая на десятилетия вперед, он постоянно пытался убедить своих коллег в том, что «необходимо заново посмотреть на СНГ и его возможности, поскольку интеграция нужна всем странам Содружества».
В конце июля 2006 года в Москве на неформальном саммите лидеров государств-участников Казахстан предложил сконцентрировать усилия СНГ на сотрудничестве в 5 областях: миграционной и гуманитарной политике, транспорте, образовании и борьбе с новыми вызовами. Однако, к сожалению, в некоторых странах СНГ стали брать верх центробежные тенденции. Они отказывались идти на какие-либо промежуточные компромиссные соглашения, пытались даже шантажировать Россию своими заявлениями о выходе из Содружества. Достаточно вспомнить хотя бы создание на постсоветском пространстве параллельной структуры ГУАМ, прозападную геополитическую ориентацию нынешнего руководства таких государств, как Украина и Грузия.
Поэтому, в широком смысле слова, исходя из опыта других сопоставимых по масштабам международных организаций, можно констатировать, что процесс реформ в СНГ начинает тормозиться еще на уровне обсуждения.
В узком смысле слова можно было бы, конечно, реформировать СНГ таким образом, чтобы в этой структуре остались только те, кто нацелен на расширение координационной работы в деле расширения торгово-экономической интеграции. Но и первый, и второй варианты в их чистом виде оказываются практически неприемлемыми для всех.
И вот, кажется, лед тронулся. На душанбинском саммите глав государств СНГ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вновь инициировал Концепцию дальнейшего развития постсоветского пространства. А на днях в Москве прошла встреча министров иностранных дел стран СНГ, которая оценивается аналитиками как первый этап в направлении реального реформирования Содружества. В этой связи глава казахстанского МИДа Марат Тажин следующим образом определил позицию Астаны: «Мы намерены сделать все, чтобы сохранить стабильные отношения с Россией и расширить сотрудничество в рамках СНГ, соблюдая при этом все нормы международного права. Недавно на петербургском неформальном саммите СНГ президент Назарбаев предложил сотрудничать по принципу «Один год – одна тема». Это предложение поддержали все лидеры стран Содружества».
Тем не менее конкретные очертания обновленная структура СНГ приобретет не сразу. В мае нынешнего года в Минске состоится совет глав правительств СНГ, а в сентябре в Бишкеке планируется провести очередной саммит глав государств Содружества. Возможно, именно к этому моменту «поезд СНГ» удастся по-настоящему поставить на рельсы, и он начнет двигаться по расписанию.

Стандарты Назарбаева

Казахстан уже давно не живет только одним днем. Астана приняла специальную долгосрочную стратегию развития под условным названием «Казахстан в Средней Азии», которая была озвучена президентом Назарбаевым на торжественном собрании, посвященном 15-летию независимости страны. Констатируя факт становления суверенного национального государства, Нурсултан Абишевич поставил задачи максимального содействия росту конкурентоспособности всего среднеазиатского региона с выходом на достижение стратегических целей.
Главная из них – превращение Казахстана в регионального экономического лидера. Но для этого стране необходимо прежде всего провести ускоренную политическую, экономическую и социальную модернизацию, чтобы войти в число эффективно развивающихся стран мира.
Это – не мираж в пустыне и не планы на песке. По оценке аналитиков, шансов у Казахстана выйти на обозначенный рубеж значительно больше, нежели у других государств Средней Азии. В условиях, когда этот регион мира пытаются превратить в площадку для геополитического и геоэкономического противостояния многих внешних сил, в том числе и экстремистов, республика выдерживает эти испытания в силу того, что является светской и веротерпимой. Как отмечал Нурсултан Назарбаев, «по казахской земле прошли все мировые религии, поэтому нам чужды нетерпимость или религиозный фанатизм. Эта духовная традиция, эта открытость божьему слову в любом обрамлении».
Но это только одно из условий сохранения политической стабильности в Казахстане. Другим является динамичное развитие экономики страны. И тут есть чем Казахстану гордиться. Политика в области социально-экономического реформирования создала реальные предпосылки для выхода республики в число лидеров экономического роста среди постсоветских государств. По данным Всемирного банка, Казахстан, на территории которого проживает лишь одна четверть населения Средней Азии, обеспечивает две трети дохода всего региона. Более того, если верить данным официальной статистики, то Казахстан уже вышел на экономический уровень восточноевропейских стран, недавно принятых в Евросоюз. Несколько лет назад Конгресс США и Совет Европы признали Казахстан страной с рыночной экономикой, а ведущие международные рейтинговые агентства присвоили республике международный инвестиционный рейтинг.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что проводимый под руководством Нурсултана Назарбаева курс экономических реформ в полной мере себя оправдывает. Более того, республика активно участвует и в процессах международной экономической интеграции. Например, Казахстан является одним из важнейших членов уже серьезно заявивших о себе экономических организаций, таких как ЕврАзЭС и ЕЭП. Это очень важный шаг руководства республики на пути евразийской интеграции. Поэтому не случайно то, что Запад уже давно воспринимает Казахстан как серьезного геополитического игрока, влияние которого выходит далеко за пределы Средней Азии. Вот как, например, оценивала роль Казахстана 13 октября 2005 года государственный секретарь США Кондолиза Райс в своем выступлении в Астане в Евразийском национальном университете: «По мере дальнейшего развития экономики страны Казахстан должен видеть свою роль в том, чтобы стать двигателем роста в рамках Средней Азии. И Кыргызстан, и Таджикистан получат огромную пользу от казахстанских инвестиций и энергоресурсов, позволяющих стимулировать рост и создавать рабочие места. Афганистану же нужно полное партнерство всего этого региона, чтобы преодолеть нищету. Безопасный и процветающий Афганистан, который скрепляет Среднюю Азию и связывает ее с Южной Азией, необходим для будущего экономического успеха».
В то же время Астана отдает себе отчет в том, что как она сама, так и другие государства региона оказываются в своеобразном геополитическом эпицентре - на севере Россия, на юге Китай, а на юго-западе - набирающий силу Иран. Сохранить силу и влияние на долгое время, используя при этом только ресурс так называемой многовекторной дипломатии, не удастся. Одно дело – подряжать новых «стратегических партнеров» в качестве локомотива для вытягивания национальных экономик на достойный уровень. Другое - определять геополитический выбор долгосрочного характера.
Тут на помощь приходит исторический опыт. Похоже, что Нурсултан Назарбаев и в этом смысле уже определился. Не случайно аналитики приписывают ему авторство в реанимации идеи создания Союза среднеазиатских государств. Кстати, именно казахстанский лидер возродил термин «Средняя Азия и Казахстан», хотя именно при его активном участии еще в 1993 году этот географический термин, повсеместно использовавшийся на протяжении десятилетий, был заменен на другой – «Центральная Азия». Тогда лидеры региона посчитали, что лучше быть не «средними», а «центральными». Сегодня все постепенно начинает возвращаться на круги своя. Такой «возврат» явился результатом сложнейшей политико-дипломатической борьбы, которую вел Назарбаев за региональное лидерство.
Однако сейчас, когда на сцену геополитики смело выходят другие государства региона, возможности Астаны использовать выгодную ценовую ситуацию на мировом рынке углеводородов для укрепления своей роли модератора, формирующего новое геополитическое «большое пространство» Средней Азии, ограничены. Наступает другая эпоха и грядут иные геополитические игры.

В эпицентре внимания

Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева хорошо знают в России. По итогам опроса общественного мнения, 47% - респондентов отмечают, что «Назарбаев имеет большие личные достижения, а его образ следует признать наиболее удачным среди лидеров СНГ». Это - важный фактор, если учесть, что те же опросы показали, что «россияне за годы, прошедшие после распада СССР, не потеряли тяготения к воссоединению единого экономического и политического пространства».
Однако, как говорится, нет пророка в своем отечестве. В самом Казахстане выстроенная политическая система Нурсултана Назарбаева не единожды подвергалась испытаниям на прочность. Не раз предпринимались попытки нанести удар и по личному авторитету президента Казахстана со стороны ближайшего окружения. Однако опытнейший на всем постсоветском пространстве политик всегда умел находить выход из ситуации за счет консолидации правящей элиты страны. Одновременно с этим устанавливался и необходимый диалог по линии «власть-оппозиция». В результате оппозиция, внешне «продавливая» политические реформы, на самом деле выступала в качестве удобного спарринг-партнера для власти на выборах всех уровней. В этом тоже – большое искусство Назарбаева как политика. Более того, именно личный авторитет Назарбаева не позволяет перейти нынешнему «семейному» конфликту в публичное пространство.
Но как бы то ни было, Казахстан идет по пути модификации и постепенной модернизации системы управления, что может гарантировать ему в будущем стабильность в обществе и процветание.

Валентин НАЗАРЕВСКИЙ
02.04.2008

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©