НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Фильм для НАТО про лесных братьев снял эсэсовец из детского сада

Ещё не утих скандал с размещением на сайте НАТО фильма «Лесные братья. Сражение за Балтию», в котором в позитивном ключе показаны нацистские коллаборационисты в военных кепи Вермахта и с германским оружием в руках, как стали известны новые сенсационные подробности. Подробнее »

 
ГЛОБАЛЬНАЯ ПРО: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ
совет НАТО готовится к саммиту-2009
Совету НАТО на уровне постоянных представителей стран-членов альянса поручено разработать к саммиту в 2009 году варианты «архитектуры» собственной ПРО. Речь идет о создании системы, совместимой с глобальной ПРО США, которая призвана стать для большей части европейских союзников Вашингтона по альянсу щитом от ракет дальнего и среднего радиуса действий.
До недавнего времени самой уязвимой точкой в позиции США относительно размещения элементов своей ПРО в Польше и Чехии являлось выстраивание этой системы на основе двухсторонних отношений с Варшавой и Прагой, в обход НАТО. Делалось это несмотря даже на то, что такая политика фактически делила Североатлантический альянс как бы на «своих» и «несогласных». Таким образом, «cвои», то есть Польша и Чехия, возвышались до особого статуса в отношениях с США, что создавало немало проблем и внутри Европейского союза, и в НАТО. Например, официальная Варшава в диалоге с Москвой относительно согласия разместить на своей территории американскую ПРО заявляла, что это не является проблемой польско-российских отношений, мол, на сей счет Москва должна обо всем договариваться с США.
Россия действительно вела с США консультации и переговоры по этой проблематике, предлагала свои варианты в создании глобальной ПРО (вариант Габалинской РЛС и строящейся новой РЛС на Северном Кавказе). Однако даже сам факт подобных переговоров объективно создавал алогичную геополитическую конфигурацию США - Восточная Европа – Россия, которая потенциально подталкивала Москву к политике конфронтации со своим главным партнером по развитию торгово-экономических отношений – ЕС. С другой стороны, «старые» европейские партнеры США выражали недовольство односторонними действиями Вашингтона. В результате большинство проблем глобальной безопасности оказывалось в подвешенном состоянии. Более того, партнерство НАТО с Россией и США в очень значительных сегментах, если не целиком, «провисало», не будучи подкрепленным материальными результатами. Поэтому рано или поздно маятник должен был качнуться в ту или иную сторону.
Когда на саммите НАТО в Бухаресте Украине и Грузии, несмотря на поддержку США, было отказано в приеме в Североатлантический альянс, стало ясно, что интересы России и таких стран-членов Североатлантического альянса, как Франция и Германия, стали фактически совпадать. Более того, усилия Москвы, направленные на подключение к созданию глобальной ПРО других государств-членов НАТО, стали давать свои результаты. В принятой в Сочи Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений было отмечено, что стороны достигли предварительной договоренности о превращении американских планов по созданию противоракетных баз в Восточной Европе в проект глобальной системы ПРО, в котором Россия, США и Европа могли бы принять участие в качестве равноправных партнеров. Поэтому в складывающемся контексте диалога Россия-США поручение Совету НАТО разработать варианты собственной ПРО выглядит логичным. Оно предполагает выход на диалог конструктивного сотрудничества США-Россия - НАТО.
Не случайно министр иностранных дел Сергей Лавров заявил в интервью одному из российских журналов: «Саммиты в Бухаресте и Сочи убедительно показали, что нельзя определять отношения России с западными партнерами как противостояние. Без равноправного взаимодействия между Евросоюзом, Россией и США не удастся выстроить в евроатлантическом регионе устойчивую, отвечающую требованиям времени архитектуру по-настоящему коллективной безопасности». В то же время обозначенная позиция предполагает, что стороны совместно признают наличие фактора общей потенциальной угрозы.
Но тут есть и определенные нюансы. Дело в том, что до сих пор американская политика по размещению в Восточной Европе ПРО базировалась на утверждениях о наличии главной потенциальной опасности, которая якобы исходит от КНДР и Ирана. На днях глава Агентства по ПРО генерал-лейтенант Генри Оберинг заявил, что «в прошлом году в мире было зафиксировано более 120 пусков ракет, которые не были запущены США или другими западными странами», и что КНДР и Иран ускоряют развитие своих ядерных программ. Однако Пхеньян, как известно, уже «завязан» в переговорном процессе по разоружению и отказу от осуществления своих ядерных программ. Аналогичный ход Запад, при поддержке Москвы, мог бы предпринять и в отношении Ирана, что значительно разрядило бы обстановку в масштабах всего Ближнего и Среднего Востока. Но, судя по всему, Вашингтон заинтересован пока выставлять Иран в качестве «главной угрозы» для того, чтобы оправдывать свои немалые расходы на создание ПРО. Только в течение ближайших пяти лет Пентагон планирует потратить на эту программу более 46 миллиардов долларов. По словам генерал-лейтенанта Генри Оберинга, эти деньги пойдут в первую очередь на «создание обороны от ракет дальнего радиуса действия, которая на европейском театре действий может быть подключена к обороне НАТО от ракет более короткого радиуса действия».
Говоря иначе, США предлагают «опустить» решение проблем глобальной безопасности на уровень уже экспертных оценок военных специалистов. Это, как показывает опыт, предполагает немалый путь при разработках вариантов так называемой «архитектуры» ПРО НАТО, ее совместимости с предложенной российской идеей создания глобальной ПРО, при экспертизе действительно существующих, а не надуманных общих угроз.
В данном случае возможны самые различные сценарии действий. Один из них предполагает создание общих центров раннего предупреждения в Брюсселе и в Москве, о чем не раз говорил Владимир Путин. Немалые надежды аналитики связывают и с тем, что президенты Джордж Буш и Владимир Путин одобрили инициативы по борьбе с актами ядерного терроризма. Москва также предприняла усилия по внедрению новых подходов, призванных расширить использование атомной энергии таким образом, чтобы решались задачи энергетики и охраны природы, а риск распространения ядерного оружия при этом максимально сокращался.
То есть уже созданы первые, но самые важные заделы, которые создают позитивный тон в выстраивании отношений между Россией и США уже после ухода с президентского поста Владимира Путина. Теперь главная задача новоизбранного главы российского государства Дмитрия Медведева - двигаться дальше в заданном направлении.

Александр РОЙСКИЙ
23.04.2008


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©