НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
СМЕНА ЭПОХ
В течение практически пятнадцати лет в России существовала сильная президентская республика. Вспомним, что подобная форма политической власти была утверждена на изломе 1993 - 1994 годов, когда наша страна стояла на грани гражданской войны. Можно по-разному относиться к тому трагическому периоду в современной истории России, тем методам, с помощью которых Борис Ельцин утверждал институт сильной президентской власти, но все же стоит признать одно – именно институт президентства позволил избавить страну от уже практически материализовавшегося призрака открытой междоусобицы и сохранить ее территориальную целостность хотя бы в тех, обкромсанных в 1991 году границах. Институт сильной президентской власти позволил и пришедшему к руководству государством Владимиру Путину подавить очаги сепаратизма, заново воссоздать скрепы, соединяющие страну в единое целое, существенно ограничить «боярскую вольницу».
Но каждое явление имеет и оборотную сторону. Как всегда происходит в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, ввиду объективных обстоятельств произошел существенный перекос в сторону одного центра силы. Полномочия Президента России по своему наполнению стали превосходить полномочия Генсека КПСС советских времен. Председатель Правительства де-факто превратился в «завхоза», Федеральное же Собрание – в машину для утверждения законопроектов, выдвинутых исполнительной властью.
Но Россия за последние восемь лет встала на ноги. В этой связи постепенно начала отпадать необходимость в излишней концентрации власти в одном центре. Именно поэтому Владимир Путин отказался от «чрезвычайного» сценария «третьего срока», хотя население страны и истеблишмент готовы были в полном соответствии с законом изменить Конституцию, а избрал нынешний вариант. В результате Россия получила молодого, нацеленного на осуществление модернизации страны Президента и сильное Правительство, опирающиеся на авторитет Владимира Путина и Государственную Думу.
То есть речь идет не о создании ситуации двоевластия, о чем сейчас говорят многие эксперты, кстати, в первую очередь на Западе, а о воссоздании исторически существовавших других центров власти, не пересекающихся по своим полномочиям с институтом президентства. Положено начало формированию политически ответственного Правительства, воссозданию партийной системы России, возрождению основ парламентаризма. И, разумеется, это абсолютно не противоречит существованию сильной президентской власти, а всего лишь заполняет существующий вакуум в этой сфере.
В этой связи забавно смотреть, как западные СМИ и политики, полагающие, что в России сложилась классическая ситуация двоевластия, пытаются «развести» Дмитрия Медведева и Владимира Путина, вбить клин в их тандем. Причем «западники» действуют по старой, проверенной для ситуаций «двоевластия» схеме – одного хвалить, другого ругать. Поэтому-то сейчас западная пресса пестрит хвалебными статьями в адрес Дмитрия Медведева, политики делают заявления, содержащие положительные оценки высказываний Дмитрия Анатольевича. Но, думается, что у них ничего в этом отношении не получится. Хотя бы потому, что они ошибаются в своем анализе существующей в настоящее время в России ситуации.
Любопытно, что многие на Западе надеются, что Дмитрий Медведев поменяет определенные аспекты во внешней политике страны. И это даже при том, что в этом контексте их уже постигло разочарование в результате решения о сохранении на своем посту министра иностранных дел Сергея Лаврова. Конечно же, некоторые политики и внутри страны будут советовать Дмитрию Медведеву строить внешнеполитический курс исходя из соображений усиления экономического взаимодействия с Западом. Но, видимо, как эти надежды «западников», так и подобные старания отечественных политиков останутся тщетными. Хотя бы потому, что с формированием сильного, опирающегося на парламентское большинство Правительства в России наступила новая эпоха развития демократии, непреложной частью которой является формирующаяся система «сдержек и противовесов». Которая и гарантирует выработку взвешенного внутри- и внешнеполитического курса.

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ
14.05.2008

     

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©