НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Фильм для НАТО про лесных братьев снял эсэсовец из детского сада

Ещё не утих скандал с размещением на сайте НАТО фильма «Лесные братья. Сражение за Балтию», в котором в позитивном ключе показаны нацистские коллаборационисты в военных кепи Вермахта и с германским оружием в руках, как стали известны новые сенсационные подробности. Подробнее »

 
ТИХАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ
регион СНГ и Восточной Европы
14 мая премьер-министр России Владимир Путин на презентации проекта «Север» и терминала для перевалки светлых нефтепродуктов в Приморске сообщил, что после завершения работ по модернизации ряда НПЗ «экспортные грузы, которые сегодня мы переваливаем в странах Прибалтики, будут переориентированы на российские порты». Вместе с тем реакция в Риге и Таллине на это весьма громкое заявление российского лидера была подчеркнуто тихой, корректной и местами даже дружелюбной.
Так, в интервью Латвийскому телевидению министр иностранных дел ЛР Марис Риекстиньш отметил, что в желании России избежать транзитных выплат, развивая свои порты, нет никакой политической подоплеки, и оно основано лишь на экономических соображениях: «Мы видим довольно конструктивный подход». Почти идентичной была и реакция эстонского руководства, которую озвучил министр экономики и коммуникации Юхан Партс: официальный Таллин не считает, что намерение России сосредоточить транзит нефтепродуктов в российских портах и прекратить транзит через порты Балтии вызвано политическими причинами. Более того, он подчеркнул, что объявленное Владимиром Путиным решение обусловлено не напряженными отношениями со странами Балтии, а обостряющейся конкуренцией российских производителей, то есть «прежде всего за этим стоят экономические причины, а политика лишь ускорила этот процесс». При этом заявления латвийского и эстонского министров заметно контрастируют с линией официального Вильнюса, пошедшего на скандал с блокированием мандата ЕС на переговоры с Москвой по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, требуя в числе прочего возобновления поставок нефти в Мажейкяй по старому трубопроводу «Дружба», пересохшему после аварии в июле 2006 года.
Почему же, несмотря на повод пошуметь об «агрессивной» энергодипломатии Москвы и транзитном «зажиме» соседей, латвийские и эстонские политики свели свои публичные комментарии к минимуму и приглушили тон высказываний в адрес Кремля? Во-первых, сказался эффект привыкания, так как открытие новых объектов портовой инфраструктуры в Ленинградской области давно ожидалось. Во-вторых, в условиях надвигающейся рецессии и других кризисных моментов в экономике нет желания быстро потерять то, что имеется сейчас, особенно для Эстонии, считающей недополученную прибыль и прямые убытки от апрельских событий 2007 года вокруг Бронзового солдата. В-третьих, уже реализуются «тихие» договоренности с российскими контрагентами по наращиванию железнодорожного транзита (не столько нефти и нефтепродуктов, сколько прочих грузов) как через Латвию, так и в эстонском направлении. При этом ставка делается и на привлечение в свои порты грузопотока из Китая и стран Средней Азии, которому также не обойти Россию. В-четвертых, расчет строится на медлительности России в исполнении своих стратегических планов и объективной неготовности в обозримом будущем полностью отказаться от прибалтийского транзита по некоторым видам грузов. В-пятых, в Латвии обсуждаются перспективы расширения энергетического сотрудничества с Россией за счет строительства газовой электростанции и масштабного подземного газохранилища в Добеле.
В этой связи Рига и Таллин переходят от прямолинейных истерик по поводу освобождения России от монополизма прибалтийских портовиков к кулуарным попыткам добиться от Москвы с помощью механизмов ЕС гарантий снижения железнодорожных тарифов и «доступа к рельсам» транзитных товаров из третьих стран.

Владимир СИМИНДЕЙ
21.05.2008


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©