НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
ВАРШАВСКАЯ РЕЦЕПТУРА
регион СНГ и Восточной Европы
Польша намерена доказать свое лидерство в Центральной и Восточной Европе, увлеченной различными формами «экспорта демократии» в бывшие республики СССР, предложив Евросоюзу именно себя в качестве оператора затратных «просветительско-модернизационных» проектов на постсоветском пространстве. Новый всплеск активности Варшавы рассчитан на поддержку стран, в той или иной мере дистанцирующихся или «отрываемых» внешними силами от России.
Как сообщила польская Gazeta Wyborcza, на июньском саммите ЕС в Брюсселе премьер-министр Польши Дональд Туск выступит с инициативой по созданию «Восточного партнерства», направленного на углубление сотрудничества между Евросоюзом и его восточными соседями, за исключением России и Белоруссии. В число стран-получателей помощи ЕС из рук Варшавы, по задумке польских стратегов, должны войти Украина, Молдавия, Грузия, Азербайджан и Армения. В отношении «непокорной» Белоруссии, а также Калининградской области РФ предполагаются отдельные программы воздействия. Следует отметить, что ближайшим сподвижником Польши по продвижению этой идеи в евробюрократических структурах выступила Швеция, однако в числе поддерживающих стран называют также Великобританию, Данию и Германию.
Варшава, давно стремящаяся стать «главным экспертом по бывшему СССР» в ЕС и получить карт-бланш в выработке ориентиров общеевропейской политики на Востоке, предлагает Брюсселю сосредоточиться, прежде всего, на Украине и Молдавии, мотивируя спешность массированных финансовых вливаний в эти страны под присмотром польских специалистов тем, что именно там существует риск изменения вектора политических устремлений в сторону Москвы из-за социально-экономических трудностей, внутренней нестабильности и разочарования в «скупой» Европе. В финансовом плане «Восточное партнерство» может отпочковаться от бюджета «Европейской политики соседства», осуществляемой Брюсселем с 2004 года.
Указывая на пагубность недооценки работы с постсоветскими республиками (в данном случае - кроме России и Средней Азии), Польша не только делает шаг в сторону своей мечты о региональном лидерстве, пусть и в пропагандистско-распределительном формате, но и участвует в большой общеевропейской игре вокруг «выравнивания» приоритетов соседства в различных сторонах света. В частности, интерес к польским планам Северных стран и Германии может свидетельствовать о том, что они готовы задействовать амбиции Варшавы не столько для «сдерживания» России, в чем ее саму зачастую надо останавливать, сколько для снижения аппетитов Франции, отстаивающей абсолютную приоритетность финансирования из общеесовского бюджета проектов в Средиземноморском регионе, где Париж наращивает свое лидерство. В условиях укрепления России и вступления в Европейский союз стран Прибалтики заметно «провисли» различные инициативы в регионах Балтийского и Баренцева морей, а тематика угрозы для Европы неконтролируемых миграционных волн и терроризма из Магриба, наоборот, стала еще более актуальной.
В этой связи противников непропорционального роста затрат на совокупный «Юг» горячность польских лоббистов «Восточного партнерства» не может не устраивать. Однако при этом многие влиятельные силы в североевропейских столицах недооценивают риски дальнейшего втягивания Европейского союза посредством польской политики в жесткое противостояние с Россией, приступающей к новой фазе восстановления своего влияния на постсоветском пространстве.

Владимир СИМИНДЕЙ
28.05.2008

     

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©