НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
СВОЙ ПРИЧАЛ БЛИЖЕ
Сергей Иванов пообещал развернуть экспортные грузопотоки с прибалтийских портов на российские
На состоявшемся 5 июля в Санкт-Петербурге заседании Морской коллегии при Правительстве России заместитель председателя кабинета Владимира Путина Сергей Иванов заявил о том, что через семь лет Россия прекратит экспорт любых грузов через порты Прибалтики, поскольку «у нас будет достаточно своих пропускных способностей».
В основе оптимистических прогнозов вице-премьера – темпы строительства портовой инфраструктуры на российском побережье Финского залива (Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, бухта Батарейная). За период президентства Владимира Путина удалось заложить новую основу для мощного развития экспорта стратегических грузов морским путем в обход посредников: от возведения Балтийской трубопроводной системы (БТС) до модернизации портовых мощностей в самом Санкт-Петербурге.
На заседании Морской коллегии был затронут вопрос необходимости создавать условия не только для свертывания экспорта через транзитные государства, но и для наращивания прямого импорта широкой номенклатуры товаров в Россию. По словам главы Минтранса РФ Игоря Левитина, «мы думаем о том, чтобы сделать привлекательным импорт высокотехнологичных товаров и автомобилей, которые пока разгружаются в портах Финляндии и Прибалтики». Он также подчеркнул важность создания в российских портах инфраструктуры для принятия продовольственных скоропортящихся грузов. Акцентируя внимание на связке экспорта и импорта, Сергей Иванов подчеркнул, что «перед нами стоит двуединая задача — полностью прекратить экспорт через прибалтийские страны нефтепродуктов и угля и увеличить возможность приема через наши порты оборудования, продовольственных товаров и других грузов». Следует напомнить, что еще в бытность первым вице-премьером Правительства он заявлял: «Развитие портов на Балтике имеет осязаемую для всех россиян экономическую цель. Тем самым мы все меньше и меньше будем осуществлять экспорт любой нашей продукции через порты Прибалтики и все больше и больше загружать наши порты, повышать налоги, платить заработную плату нашим, а не иностранным гражданам».
Потребность в освобождении от услуг транзитных государств Прибалтики, по сути, ставших для России в 1990-е годы монопольными посредниками в транспортировке на северо-западном направлении нефти, нефтепродуктов, угля и других грузов, обуславливается рядом факторов. Во-первых, большинство экспортных товаров через прибалтийские порты идет в Западную Европу, при этом официальные Таллин, Рига и Вильнюс, находясь в рамках западного геополитического проекта, чрезвычайно подвержены воздействию Вашингтона, а не Брюсселя, Берлина или Парижа. Во-вторых, учитывая формальное участие Прибалтики в блокаде поставок нефти и нефтепродуктов в Югославию в 1999 году, нельзя исключать возможные риски ультимативного давления на Москву с подачи Вашингтона по портово-транзитным вопросам. В-третьих, развитие собственной портовой инфраструктуры на российском побережье Балтики действительно дает мощный импульс для развития отечественной экономики, создает рабочие места и увеличивает налогооблагаемую базу.
Вместе с тем эксперты отмечают ряд трудноразрешимых задач, которые будут тормозить «осушение» товаропотоков через прибалтийские порты в обе стороны. Во-первых, Россия в последние годы демонстрирует прирост экспортно-импортных операций, который в целом значительно опережает темпы наращивания собственных портовых мощностей (за исключением экспорта сырой нефти). Во-вторых, введение в строй новых портовых терминалов потребует качественных изменений всего инфраструктурного цикла, включая строительство новых подъездных путей, модернизацию подвижного состава, переподготовку персонала в пунктах отгрузки и т.п. В-третьих, российские маршруты должны быть неизменно выгодными с точки зрения ценовой политики, логистики, качества обслуживания, безопасности и сохранности грузов. Последний пункт особенно важен для импорта высокотехнологичной продукции. В-четвертых, интенсивное наращивание отечественных портовых мощностей в Финском заливе имеет инфраструктурные, технологические, кадровые и экологические пределы в определенный отрезок времени. Кроме того, ряд специалистов видят на будущее в российском транзите через Прибалтику не только «клапан» для снятия «перегрева» российской портовой инфраструктуры, но и рычаг влияния в регионе.
Следует отметить, что озвучивание в Санкт-Петербурге правительственных планов по свертыванию транзита через сопредельные государства не вызвали бурной реакции в Литве, Латвии и Эстонии. Местные власти, транзитеры и эксперты, давно преодолев собственную истерику по поводу прокладки БТС в обход Прибалтики, озабочены диверсификацией грузопотоков и понимают, что намерения России развивать собственную портовую базу на Северо-западе – не пустые слова. Они рассчитывают на транзит китайских товаров, грузов из Средней Азии, а также на волнообразный наплыв российского экспорта и импорта. Еще одна ставка делается на привлечение структур Евросоюза к лоббированию своих интересов в России, с нетерпением ожидается и вступление РФ в ВТО. Вместе с тем прибалты понимают, что отдельных видов транзитных грузов из России они в среднесрочной перспективе могут и лишиться.

Виктор КОЛЫВАНСКИЙ
09.07.2008


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©