НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Фильм для НАТО про лесных братьев снял эсэсовец из детского сада

Ещё не утих скандал с размещением на сайте НАТО фильма «Лесные братья. Сражение за Балтию», в котором в позитивном ключе показаны нацистские коллаборационисты в военных кепи Вермахта и с германским оружием в руках, как стали известны новые сенсационные подробности. Подробнее »

 
ПЛАН ПРЕЗИДЕНТА
Дмитрий Медведев и внешняя политика России
Проведение внешнеполитического курса страны – важнейшая, многотрудная и многопрофильная функция главы любого современного государства. Независимо от того, идет ли речь о парламентской, президентской республике или монархии. Она публична, олицетворяет суть и природу государственного суверенитета. Вот почему всякий раз, когда у руля верховной власти появляется новый человек, мировая политическая элита адресует ему массу самых серьезных и разнообразных вопросов, Многие из них затрагивают сферу конкретной дипломатии, ее двухстороннее и многостороннее измерение.
Позиции этой высокопоставленной фигуры по широкому спектру международной повестки дня – от уважения Устава ООН до регионального кризисоурегулирования, от миротворчества до выполнения общепризнанных гуманитарных стандартов – волнуют реально всех действующих акторов. Среди них – государства, межправительственные организации, партии, общественные структуры (НПО), бизнес-сообщества.
Вне всякого сомнения, особый интеллектуальный и эмоциональный накал интереса проявляется к группе государств, которые несут объективно значимую для международного Сообщества глобальную ответственность – США, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Индия, Япония и др. В их число, безусловно, входит и Российская Федерация, отличающаяся историческим статусом, многоструктурной и содержательной самоидентификацией, а также огромным современным потенциалом миротворчества. Поэтому совершенно закономерно Дмитрий Медведев, демократично избранный весной 2008 г. Президентом России, оказался (и продолжает там находиться) в «вопросительном» пространстве по вектору внешней политики РФ, которое формируется информационными «заботами» мировых СМИ, национальных разведслужб, партиями, общественностью и, конечно, властными структурами различных стран. Не остаются в стороне от этого своего рода политико-экзаменационного периода и известные международные институты – НАТО, ОБСЕ, Совет Европы, Европарламент и др. Интерес понятен и объясним. Ведь речь идет об одном из de facto мировых лидеров, руководителе страны, которая относится к ядерным и энергетическим державам, входит в «восьмерку» наиболее развитых экономик, является постоянным членом Совета Безопасности ООН. Она, следовательно, является стратегическим и системным фактором международной безопасности в широком смысле: политико-экономическом, гуманитарном, технологическом, международно-правовом и, естественно, военном.
Существует еще одна, далеко не праздная причина. Многих среди иностранных визави России по-настоящему волнует проблема преемственности в российской дипломатии. Не только с точки зрения юридического положения РФ как продолжателя СССР, но и с позиции близости, органики управленческих действий Дмитрия Медведева к политическому наследию, международному капиталу, который создал, обеспечил и совершенствовал в течение восьми лет бывший Президент России Владимир Путин.
Как известно, достижения последнего в международной сфере, обусловленные психологией и политикой национального интереса, с одной стороны, и гармонизацией межгосударственных потребностей на основе международного права, не всегда устраивали «проамериканский» концерт государств и, безусловно, сам официальный Вашингтон, претендующий на однополярное устройство мира в ХХI веке. Это надо признать. От этого факта не следует прятаться, особенно имея в виду ближайшие президентские выборы в США и возможность появления в их внешней политике новых акцентов, не всегда логичных и позитивных, в том числе и в отношении России.
Отсюда гипертрофированное внимание к тематике взаимодействия по линии Дмитрий Медведев – Владимир Путин, постановка в достаточно жесткой форме вопроса о том, кто из них главный в принятии решений по внутренней и международной политике. Пробрасывается идея существования между ними расхождений и коллизий. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать публикации за май-июль с.г. в известных западных СМИ (Figaro, The Guardian, Die Presse, The Wall Street Journal, Le monde, Le point, Liberation и др.). Отвечая подобным «доброжелателям» России, которые и далее в своих планах желали бы видеть ее неустойчивой, со слабой политической волей, нарастающими социальными и экономическими рисками, хотелось бы, прежде всего, отослать их к положениям Конституции Российской Федерации. В ней четко зафиксированы властное разделение труда, приоритеты и компетенции законодательной и исполнительной власти. И у Дмитрия Медведева, и у Владимира Путина – свой круг полномочий и ответственности. Они автономны, но они и пересекаются, дополняют друг друга в поиске адекватных и позитивных решений. Следует также подчеркнуть, что общественное мнение в стране положительно восприняло появление такого дуэта, полагая, что его формула, по содержанию состоящая из трех «П» (прагматизм, право и партнерство), - результат естественного развития власти в России, нормальной и перспективной эволюции ее государственности.
Неполные сто дней президентства одного и премьерства другого позволяют сделать один принципиальный вывод. Его суть – действуя в правовом поле государства, Дмитрий Медведев и Владимир Путин ведут себя юридически безупречно, политически четко, профессионально. И как следствие – формирование с их помощью своего рода modus vivendi – кодекса поведения высших должностных лиц страны, опирающегося на императивы права и морали.
Междувластная конфигурация «Медведев – Путин» имеет значение и для проведения эффективной внешней политики, став одним из ее позитивных факторов. Он позволяет в соответствии с требованиями Конституции РФ и концепцией внешней политики РФ выстраивать российскую линию в международных отношениях на принципах международного права, географического разнообразия, универсальности межгосударственных связей, учитывая среднесрочные и долгосрочные перспективы миросозидания, а также используя, что особенно востребовано в эпоху глобалистики, методы планирования и прогнозирования.
Первый реальный опыт международных контактов нового Президента России позволяет говорить о наличии в его деятельности двух взаимосвязанных тенденций. С одной стороны – формирование главой государства собственных ориентиров, собственной методологии анализа международного порядка. С другой стороны – продолжение им в принципе, в главном линии поведения и оценок длящихся международных событий (проблемы ПРО, Косово, нераспространение, ядерное досье Ирака, арабо-израильский конфликт, расширение НАТО и др.), которые были обозначены в свое время российской дипломатией в лице Владимира Путина. Общее – и в выстраивании страноведческих приоритетов – СНГ, Китай, США, Германия, поддержка, предельно четкая, ООН как организации, несущей кардинальную ответственность за мир и безопасность. Поведение Дмитрия Медведева в международной сфере (это демонстрирует объективный взгляд со стороны) настолько логично, эластично и аргументированно (об этом говорят его визиты в Астану, Пекин, Германию, Японию), что не возникает даже ощущения прерывности или пробелов в проведении внешней политики России в период освоения им президентских премудростей власти. Более того, процесс управления внешними сношениями РФ подвержен законам диалектики. Опираясь на накопленный опыт, реагируя на возникающие проблемы мировой политики и экономики, глава государства обнаруживает индивидуальный подход к их решению. Нюансировка затрагивает как форму, так и содержание проводимой деятельности. В нее вводятся инновационные элементы, фиксируется приоритетность отдельных географических направлений и тематических векторов. Пример – подчеркнутая актуализация вопроса прогрессивного развития и кодификации современного международного права, императивности соблюдения его основных принципов, фундаментальных норм Устава Организации Объединенных Наций.
Если рассматривать первые достижения Президента России в дипломатии (подкрепленные реальными действиями Федерального Собрания РФ, Правительства России, отдельных министерств, прежде всего МИДа Российской Федерации), то возникает одно рациональное предположение. Его суть – глава государства нацелен на выработку в концептуальном и практическом ключе некой программы реформирования глобального миропорядка. Такая задача – во-первых, отражает достигнутый страной уровень политико-экономического и государственного развития, позволяющий ей играть одну из ведущих ролей в миростроительстве, во-вторых, обеспечивать поступательное движение всего Сообщества государств перед вызовами и угрозами человечеству в XXI веке.
Что уже ясно и что составляет в рамках такой программы политическую оферту Дмитрия Медведева? Выделим несколько очевидных и международно-признанных ориентиров. Прежде всего, отметим констатацию им присутствия в международных отношениях «критической массы», конфликтного пространства, которые сдерживают динамику и эффективность функционирования международного Сообщества. К ним, как неоднократно заявлял российский Президент, относится сужение масштаба взаимопонимания между государствами, рецидив международно-правового нигилизма, политика двойных стандартов, экономический эгоизм, кризис позитивной многосторонности, русофобство и другие явления со знаком «минус». Профилактика и устранение подобных фактов – предельно важная функция всех без исключения политических акторов. В ряде его публичных выступлений (Санкт-Петербург) аргументированно показано отрицательное и даже разрушительное последствие устремлений американской администрации к однополярному устройству мира, игнорирование США легитимных интересов других суверенных государств, что взрывает мировую экономику, дестабилизирует валютно-финансовые отношения, провоцирует в них кризис управления. Речь в данном случае не идет о зарождении политики антиамериканизма. Цель заявленной позиции – достичь справедливого мироустройства на основе уважения позиций всех стран, независимо от существующих между ними различий, сделать мир реально полиформатным и многополюсным, избавить его от попыток авторитаризма и фаворитизма.
Следующее звено программы Дмитрия Медведева – предложения по совершенствованию международного правопорядка, укреплению режима международной законности. Они охватывают, в частности, область нормотворчества, эффективного согласования воль государств и международных институтов. Несомненный интерес вызвали в мире идеи заключения Договора (пакта) о европейской безопасности и проведение с этой целью общеевропейского совещания, озвученные им в Берлине. Четко изложены руководителем России во время саммита РФ – ЕС в Ханты-Мансийске наши подходы к разработке нового Соглашения о стратегическом партнерстве. Оно должно иметь вид юридически обязательного, политически ясного документа рамочного характера, объединенного с разными секторальными соглашениями (космос, торговля, сельское хозяйство, транспорт, технологии, стандарты и т.д.). В ходе XII международного экономического форума в Санкт-Петербурге были обозначены перспективы создания новых, более совершенных договоренностей в области мировой энергетики и торговли. Дмитрием Медведевым сформированы принципиальные взгляды и в сфере правоприменения, в частности, относительно эффективного выполнения РФ принятых международных обязательств (борьба с международным терроризмом, коррупцией, содействие уважению общепризнанных прав человека, в том числе в странах Балтии, договорные энергопоставки), настройка на их полный учет судебной и арбитражной системы. К этой же группе следует отнести жесткие политические оценки Дмитрия Медведева растущих фактов нарушения императивных норм международного права западными державами при урегулировании ситуации в Косово, на Южном Кавказе со стороны Грузии, в отношении русскоговорящего населения властными органами Эстонии, Латвии, применительно к фактам сознательной нератификации странами НАТО ДОВСЕ.
Внимание также вызывают подходы Президента России к оптимизации международных структур, в частности «восьмерки», ФАО, других организаций при решении ими вопросов продовольственной безопасности, сбалансированного развития сельского хозяйства. Так, в ходе недавней встречи глав государств и правительств «Группы восьми» на Хоккайдо наши партнеры заинтересовались российским предложением об образовании нового формата – партнерство между министрами сельского хозяйства. Ценными были определены и тезисы о расширении сотрудничества «8» с развивающимися странами, особенно из категории бедных, в рамках процесса международного развития под эгидой ООН.
Подводя итоги творческому поиску Дмитрием Медведевым предложений по реформированию миропорядка на базе принципов международного права и справедливости, в соответствии с действующими критериями глобализации, следует подчеркнуть весьма существенный момент. Все они, уже найденные или ожидаемые, в действительности, по российскому разумению, отражают гармонию элементов триады интересов – национальных (персонализированных), кооперативных (групповых) и всего международного сообщества в целом. Это делает работу высшей российской власти на деле ответственной и общественно ценной. Благодаря ей увеличивается круг партнеров и друзей России, повышается имидж страны в качестве демократического правового государства, обладающего развитой социально-ориентированной и рыночной экономикой.
Как Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев действует только еще в течение 2/3 своего первого стодневного (классического) срока. Совсем немного. Но уже с достигнутой позиции видны ориентиры и механизмы его внешнеполитического и дипломатического позиционирования. Они вселяют надежду на способность России обладать новой международной правосубъектностью, объединять вокруг себя демократические и миротворческие силы, преодолевать существующие и будущие трудности международной системы. Для оптимизма имеются действительно реальные основания.

Василий ЛИХАЧЕВ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор юридических наук
16.07.2008




 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©