НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
ПАРТИЗАНСКОЙ ЭНЕРГОТРОПОЙ
разгорается скандал вокруг «тайной» встречи латвийского и белорусского премьеров
В медиапространстве спустя почти месяц после скрытного рандеву премьер-министра Латвии Иварса Годманиса с его белорусским коллегой Сергеем Сидорским вдруг возникла странная «вибрация». Хотя скупые сведения о встрече на уровне глав правительств, состоявшейся 11 июля в здании латвийской погранохраны на КПП «Урбаны - Силене», появились практически сразу, однако официальная Рига по мере сил и возможностей пыталась не привлекать внимания журналистов и местных политиков к этим переговорам.
И только после настойчивых вопросов, порожденных внутрилатвийской конъюнктурой и пикантными внешнеполитическими обстоятельствами, глава правительства Латвии 4 августа был вынужден лично в двух словах прокомментировать ситуацию, чем и вызвал информационную волну.
Следует признать, что Иварсу Годманису и его сотрудникам удалось оттянуть скандальный разворот в оценках своих контактов с высшим руководством Белоруссии, находящихся под формальным запретом ЕС и США, до приемлемого срока: в пылу внутриполитической борьбы инициаторы вселатвийского референдума по изменению Конституции, пребывающие в острой оппозиции к нынешнему правительству, как-то упустили данный сюжет для кривотолков. Но после провала голосования 2 августа и эта тема всплыла.
Первая за прошедшие 10 лет встреча глав правительств соседних стран прошла под «благопристойным» предлогом «инспекции на белорусско-латвийской границе», но по инициативе латвийской стороны. С учетом того, что с 1997 года в странах ЕС по «демократическим» и прочим идеологическим причинам действует запрет на встречи с белорусскими политико-административными деятелями выше уровня замминистра, демарш официальной Риги выглядит чуть ли не «бунтом на корабле».
Чем же руководствовался латвийский премьер при организации столь выпадающей из свода политических догм Брюсселя встречи, которая, по его словам, была «в государственных интересах Латвии»? По версии белорусской стороны, озвученной еще 14 июля, в ходе беседы Сергея Сидорского и Иварса Годманиса «обсуждались вопросы развития трансграничного, торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества». Пресс-служба МИД Латвии представила переговоры глав правительств двух стран как особый случай, о котором Рига все же поставила в известность Брюссель, чтобы избежать неприятных последствий. При этом госсекретарь латвийского внешнеполитического ведомства Норманс Пенке загадочно заявил: «Надо было, не теряя времени, как можно скорее встретиться с белорусскими коллегами».
Несмотря на важность для Латвии расширения сотрудничества в сфере транзитных перевозок, особенно в связи с намерениями российской стороны впредь отдавать преимущество развитию собственной портовой базы на Балтике, поспешность встречи на столь высоком уровне объясняется, прежде всего, озабоченностью руководства ЛР ситуацией в энергетической сфере. При этом пресс-секретарь главы правительства Латвии Эдгарс Вайкулис отметил, что после закрытия Игналинской АЭС в 2009 году, предотвратить которое литовская сторона уже не в силах, Балтийский регион может столкнуться с нехваткой энергоресурсов, и Латвия, естественно, будет «заинтересована в электроэнергии из Беларуси». Упреки в «экономическом эгоизме» и «отступлении от европейской солидарности» он отвел с помощью тезиса о том, что потребность в личной встрече премьеров вызвана значимостью проблемы не только для Латвии, но и для Евросоюза в целом: «Если мы можем предложить решение проблем региона, в чем заинтересован ЕС, то запрет на встречи с белорусскими чиновниками мешает решению внутренних проблем Евросоюза».
Эксперты сходятся во мнении, что нынешнее латвийское правительство готово пойти на многое для предотвращения в обозримом будущем жесткой энергетической «диеты». Беглый анализ дает целый букет причин для беспокойства местного истеблишмента. Во-первых, с окончательным закрытием Игналины резко сменятся энергопотоки, и Литва превратится из экспортера относительно дешевой электроэнергии в ее потребителя, зависимого от экспорта, то есть прямого конкурента Латвии. Во-вторых, в качестве транзитера, если в разумные сроки будут реализованы проекты энергомостов с Польшей и Швецией, Вильнюс также может оказаться слишком дорогим партнером для Риги. В-третьих, неутихающие споры прибалтов с поляками о разделе мощностей будущей АЭС на территории Литвы уже привели к затягиванию реализации этого проекта, как минимум, до 2020 года, что делает его все более призрачным и заметно обостряет проблему энергопотоков в переходный период. В-четвертых, стремительный рост мировых цен на газ и другие виды топлива заставляет правящие круги Латвии пересматривать казавшиеся ранее спасительными масштабные планы по строительству сразу двух ТЭЦ - угольной и газовой. Сил может хватить только на один из этих проектов, что не станет гарантией от возникновения в отдельные периоды энергетического голода, к тому же речь идет, в основном, об «энергонебезопасном» российском сырье.
В этих условиях официальная Рига внимательно следит за планами соседей по развитию атомной энергетики. Если к перспективам возведения АЭС в Калининградской области латвийские власти, вслед за истерикой Вильнюса, относятся с приглушенной настороженностью, то строительство новой атомной станции в Белоруссии вызывает у них неподдельный интерес. И хотя АЭС там будет сооружаться российскими силами, Минск, измотанный европейскими претензиями к уровню развития демократии в стране, кажется латышам удобным партнером, даже теоретически не способным на встречные претензии политико-гуманитарного характера. К тому же в Риге не сомневаются, что «особенности режима» президента Александра Лукашенко будут лишь способствовать скорейшему возведению новой атомной электростанции в Белоруссии, в отличие от «издержек демократии», так или иначе тормозящих реализацию проекта Игналинская АЭС-2.
Однако новейшим увлечением латвийских властей, вынужденных из-за экономического кризиса вводить режим экономии бюджетных средств и считаться с гиперосторожностью иностранных инвесторов, стал украинский вариант, в котором для Белоруссии отводится транзитная роль. Помимо задействования существующих мощностей для энерготранзита, особый интерес мог бы представлять проект возведения новой ЛЭП от Ровенской АЭС (Украина) до белорусского города Микашевичи, что потенциально открывает возможности для украинских энергопоставок в Прибалтику. Причем цена вопроса не превышает 40 млн. долларов. Но реалистичность проекта с финансовой точки зрения и здесь должна подкрепляться политическими факторами: как увязать нестабильность на Украине, дипломатические игры Минска и Киева, а также отношения обоих партнеров с Москвой?
Вот и приходится премьеру Иварсу Годманису садиться на белорусский политический шпагат, рискуя вызвать не только всплески недовольства некоторых сил на Западе своим «отступничеством» от европейских ценностей и идеалов, но и дать лишний повод правонационалистической оппозиции внутри страны подискутировать о «беспринципности» нынешней правящей верхушки. В обстановке, когда кабинет министров постоянно балансирует на грани отставки, трудно выбрать оптимальный вариант решения энергетической проблемы. Тем более что он, по сложившейся традиции, должен быть «как бы нероссийским» - например, прямое сотрудничество Риги и Москвы в возведении на территории Латвии АЭС по передовым российским технологиям в атомной отрасли в последние годы даже не рассматривалось.

Виктор КОЛЫВАНСКИЙ
13.08.2008


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©