НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
РУССКИЙ МИР ЛАТВИИ КАК ФАКТОР СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ
конференция российских соотечественников в Риге
Доклад директора Балтийского центра исторических и социально-политических исследований, сопредседателя ОКРОЛ, к.и.н. Виктора ГУЩИНА на региональной конференции организаций российских соотечественников Латвии, Литвы и Эстонии (Рига, 22 августа 2008 года)

Русские люди на территории современной Латвии живут издревле. По мнению одних ученых – с VI века, по мнению других – с VIII-IX, по мнению третьих - с X-XII века. Как бы там ни было, нужно признать, что территория современной Латвии является для русских людей территорией исконного исторического расселения. Профессор Б.Ф.Инфантьев прямо говорит, что «русские в Латвии такие же коренные, как и латыши».
Укорененность русского населения на территории современной Латвии подтверждается и тем фактом, что история русского образования в Латвии имеет более чем двухвековую историю. Известный латвийский историк, специалист по истории национальных меньшинств довоенной Латвии Т.Д.Фейгмане отмечает, что первое русское учебное заведение в Риге было открыто еще в 1789 году.
Важно также подчеркнуть, что нелатышское население на территории Латвии в последние века численно всегда было очень большим. До 1914 года – это около 40 процентов, а в 1989 году – около 48 процентов всего населения. Соответственно, Латвия никогда не была моноязычной и монокультурной страной, а всегда являлась территорией, на которой в течение многих веков уживались представители многих народов и культур. Начиная с конца 19-го века, т.е. на протяжении, как минимум, более 100 лет русский язык в Латвии является языком межнационального общения.
Русские Латвии – это неотъемлемая часть народа Латвии. Естественно, что и вклад русского населения в развитие территорий Лифляндии и Курляндии, которые с 1918 года составляют территорию современной Латвии, огромен. Можно долго перечислять фамилии государственных, религиозных и общественных деятелей, военачальников, ученых, архитекторов, писателей, спортсменов, кинематографистов и др., которые, являясь русскими по крови или по духу, активно содействовали политическому, социальному или культурному развитию Латвии и ее народа.
Чрезвычайно важен вклад русских и русскоязычных предпринимателей и в экономику Латвии. Именно их усилиями после 1991 года в значительной мере сохранился и действует реальный сектор экономики. Например, производство электромоторов на заводе РЭЗ и экспортная поставка их Московскому метро и на электрички Демиховского завода связано с его руководителем А.Березиным, производство косметики – с руководителем завода «Дзинтарс» И.Герчиковым … работа Лиепайского металлургического завода – с именами братьев Захарьиных… В системе высшего образования европейского уровня развития достигли Балтийская международная академия, Институт транспорта и связи, Рижская международная высшая школа экономики и управления (RSEBAA), руководителями которых являются В.Никифоров, С.Бука, Е.Копытов, И.Кабашкин, Б.Куров.
Отмечая вклад русских и России в развитие Латвии, особо нужно отметить и тот факт, что как Первая Республика, так и Вторая Республика приобрели независимость лишь благодаря поддержке России.
Однако как после 1918  года оказавшаяся у власти политическая элита реализовала сценарий разделения народа Латвии на латышей и остальных, так и после 1991 года принятая для обоснования правомерности строительства «Латышской Латвии» концепция исторической непрерывности независимого Латвийского государства сделала русских фактически людьми второго сорта, а русский язык и русскую культуру, несмотря на их многовековое присутствие на территории Латвии, – иностранными.
В результате реализации политики строительства «Латышской Латвии» численность русского населения в Латвии резко уменьшилась. С 1989 по 2005 год, согласно официальной статистике, население Латвии сократилось на 378 тысяч человек, а согласно неофициальным подсчетам – жителей Латвии за счет неучтенной эмиграции стало меньше еще, как минимум, на 80-100 тысяч человек. В любом случае потери населения страны за указанный период близки к потерям во время Второй Мировой войны или даже превышают их. Сокращение при этом в основном коснулось национальных меньшинств, но и латышей стало меньше на 40 тысяч, хотя в годы Советской власти прирост латышской нации составлял около 2500 человек в год.
Резкое уменьшение численности национальных меньшинств вызвано не только эмиграцией, но и меньшей, чем у латышей, рождаемостью и большей, чем у латышей, смертностью.
28 июня в Риге состоялась 1-я конференция организаций российских соотечественников «Русский мир Латвии в первом десятилетии XXI века – курс на консолидацию». Общую тональность всех выступлений, прозвучавших в ходе этой конференции, можно охарактеризовать как серьезную тревогу за будущее Русского мира Латвии.
В резолюции конференции отмечается, что «российские соотечественники Латвии поддерживают развитие Латвийского государства как независимого и суверенного и выступают за всемерное укрепление и развитие как языка и культуры латышского народа, так и языка и культуры всех других народов, населяющих Латвию.
Однако, - говорится в резолюции, - проводимая государством после 1991 года национальная политика не учитывает интересы нелатышского населения, и это препятствует сохранению его языка и культуры, а также углубляет дезинтеграцию латвийского общества.
Особую опасность для всех жителей Латвии представляет стремление правящей элиты осуществить пересмотр итогов Второй Мировой войны, политика героизации пособников нацизма и преследование ветеранов антигитлеровской коалиции».
Причин серьезно беспокоиться за будущее Русского мира Латвии сегодня достаточно.
Во-первых, в Латвии сегодня явно недостаточно развит диалог власти и общества. Если в отдельных городах, например в Даугавпилсе, Айзкраукле, Резекне, Вентспилсе и некоторых других, такой диалог происходит, и это находит выражение в поддержке местной властью различных культурных, спортивных или памятных мероприятий национальных меньшинств, включая празднование 9 мая, то в других городах диалог нелатышского населения с местным самоуправлением или крайне затруднен, или не происходит вообще. Еще хуже обстоят дела с диалогом на уровне государства. Здесь диалог как средство решения различных вопросов правящей элитой фактически полностью игнорируется.
Подтверждает этот вывод и недавний отказ Кабинета Министров Латвии прислушаться к мнению Конфедерации работодателей Латвии, представители которой неоднократно выступали против ужесточения языкового законодательства, отмечая, что ничего, кроме вреда, это ужесточение экономике Латвии не принесет. Однако Кабинет Министров Латвии, несмотря на эти возражения, 29 июля этого года все же поддержал ужесточение языкового законодательства, распространив его в том числе и на сферу частного предпринимательства, что в корне противоречит и мировой практике, и международным обязательствам Латвии. В соответствии с принятыми поправками число должностей, работники которых должны знать государственный язык на определенную категорию, увеличилось до 1200. И среди этих должностей – и президент частной фирмы, и домохозяйка...
Во-вторых, отказ принять во внимание мнение нелатышского населения по вопросу так называемой «школьной реформы», хотя это мнение было высказано многократно, ясно и недвусмысленно, привел к тому, что механизм разрушения русской школы был запущен и пока ничто не свидетельствует о том, что этот механизм может быть остановлен. Справедливость этого вывода подтверждает хотя бы тот факт, что правящая латышская элита проигнорировала требование русской общины возобновить подготовку учителей для русской школы, хотя по закону 40 процентов учебного времени в русских школах должно проходить на русском языке. Это означает, что период существования русской школы фактически ограничен временем работы в школе поколения учителей, которое получило подготовку до 1991 года. Когда эти учителя уйдут на пенсию, в школу придут учителя, получившие образование на латышском языке, и русская школа потеряет последние остатки своей русскости.
Перевод русской школы на преимущественно латышский язык обучения был начат без учета имеющегося положительного опыта обучения латышей русскому языку. В Советской Латвии и в голову никому не приходила абсурдная мысль переводить латышские школы на русский язык обучения, однако русский язык выпускники латышской школы знали хорошо. Так что политическая цель пресловутой «школьной реформы» - ликвидация образования на русском языке - очевидна, и достижение этой цели нанесло удар по качеству образования.
На днях Министерство образования Эстонии заявило, что в Эстонии значительное сокращение учеников в русских школах и закрытие части русских школ приведет к повышению качества образования. Латвийский и до, и послереформенный опыт не подтверждает этот тезис. Напротив, в результате многочисленных и, как правило, непродуманных нововведений в латвийской школе существенно снизилось качество образования, причем независимо от языка обучения. Но в русской школе это снижение более заметно.
По сравнению с латышской школой в русской школе намного быстрее сокращается и численность учеников. Так, если в 1999/2000 учебном году в финансируемых государством школах на русском языке учились 120 925 учащихся (приблизительно 33,4% от общего количества учеников), то в 2004/2005 учебном году на русском языке учились уже 84 559 учеников, или 28,12%, т.е. за 5 лет количество учеников в русских школах уменьшилось на 36 366 человек.
В-третьих, происходит маргинализация части населения страны. При этом процессы маргинализации затрагивают, в первую очередь, русскоязычное население.
Как отмечается в отчете Института открытого общества (Будапешт, 2001 год), в Латвии после 1991 года наблюдается практика «законодательства и принятия политических решений, ограничивающих права и возможности русскоязычных людей (включая граждан) в области образования, использования языка и на рынке труда… Основная проблема, с которой сталкиваются русскоязычные, наиболее точно могла бы быть охарактеризована как отрицание их права отличаться от большинства и отрицание их права на сохранение своей идентичности. Это выражается в ограничениях на использование языка в школах, в общественной и политической жизни. А поскольку эти языковые ограничения совмещаются с требованиями в области гражданства и занятости, они не только ограничивают право русскоязычных отличаться, но также приводят к их исключению из общественной жизни, что уже является проблемой дискриминации…»
С тем, что национальная политика Латвийского государства носит дискриминационный по отношению к национальным меньшинствам характер, согласен и Нилс Муйжниекс, первый руководитель Латвийского центра прав человека и этнических исследований, а затем первый руководитель Секретариата по делам общественной интеграции. В одной из своих публикаций он отмечает, что сегодня фактически нет никакой связи между знанием языка и возможностью для представителей нацменьшинств строить карьеру. Представители нацменьшинств практически вытеснены из госструктур. Из 250 судей, утвержденных Сеймом, лишь четверо являются нелатышами. Всего лишь несколько нелатышей занимают должность присяжных адвокатов.
В-четвертых, курс властей Латвии на пересмотр итогов Второй Мировой войны, включая политическую реабилитацию Латышского добровольческого легиона СС и судебное преследование тех, кто воевал на стороне антигитлеровской коалиции, создает условия для возрождения нацизма и фашизма в Латвии.
Несмотря на то, что под давлением международного сообщества и значительной части населения страны власти Латвии день 16 марта больше не рассматривают как государственный праздник, курс на обеление Латышского добровольческого легиона СС никто не отменял. В соответствии с новой интерпретацией истории солдаты Латышского добровольческого легиона СС воевали, якобы, не за «новый порядок» Адольфа Гитлера, а за независимую Латвию. Как следствие, для части латышей празднование Дня легионеров, благодаря многочисленным, направленным на оправдание легионеров СС, публикациям, стало уже в некоторой степени обязательным. Количество участников демонстраций 16 марта возрастает, причем, в первую очередь, за счет латышской молодежи.
Власти Латвии не отказываются от своей позиции даже после того, как Европейский суд по правам человека 24 июля этого года вынес оправдательный приговор по делу воина-антифашиста В.М.Кононова. Суд пришел к выводу, что нацизм – это абсолютное зло. Принимая во внимание, что немецкое оккупационное командование выдало оружие жителям деревни Малые Баты, суд счел, что это свидетельствует о том, что эти жители воевали на стороне нацистской Германии, и по этой причине действия группы В.М.Кононова были оправданными.
Политика латвийских властей по пересмотру итогов Второй Мировой войны не только создает политические условия для возрождения нацизма и фашизма в стране, но и  раскалывает общество по линии отношения к нацизму и фашизму. Как пример этого - отмечаемый 9 мая День Победы над фашистской Германией. Этот праздник, вопреки утверждениям отдельных латышских СМИ, по-прежнему остается праздником Великой Победы не только для нелатышей, но и для многих латышей. В этот день латыши вместе с русскими, белорусами, украинцами, евреями и представителями других народов Латвии приходят к Памятнику Освободителям Риги в Задвинье, а также к памятникам, установленным в честь освобождения Латвии от фашизма в других городах, чтобы отдать дань уважения и вспомнить тех, кто погиб, освобождая Латвию от коричневой чумы.

Выводы и задачи
Начиная с весны 2007 года, латвийско-российские межгосударственные отношения, можно сказать, вышли из тупика и обрели позитивную динамику. Были подписаны и ратифицированы договора о границе, о социальной защите, о сохранении и уходе за воинскими захоронениями на территории Латвии и России. Возобновила работу межправительственная комиссия. Такой курс правительств России и Латвии мы полностью поддерживаем и считаем, что его нужно не только сохранять, но и укреплять.
Активизировалась в Российской Федерации и работа по гуманитарной поддержке российских соотечественников, проживающих за рубежом. По решению 2-го Всемирного конгресса соотечественников началось издание журнала «Балтийский мир», который быстро завоевал большую популярность среди российских соотечественников Латвии. Создан Фонд «Русский мир», и ряд общественных организаций Латвии уже получил гранты для осуществления своих проектов. В Государственной Думе Российской Федерации разрабатывается новая редакция федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». В правительстве России завершается подготовка очередной трехлетней программы поддержки соотечественников, которая будет принята в сентябре этого года в Париже на Всемирной конференции российских соотечественников. Все это, безусловно, очень важные позитивные изменения, и российские соотечественники Латвии всецело их поддерживают и одобряют.
Но одновременно с этими позитивными изменениями нельзя не видеть и другого, а именно того, что эти изменения никак не способствуют либерализации национальной политики Латвийского государства. В последние годы, наоборот, законодательство по национальному вопросу ужесточается. Заявляется категорическое «нет» на все призывы допустить неграждан к местным выборам и выборам в Европарламент.
К сожалению, и позитивная динамика латвийско-российских отношений в начале августа этого года оказалась под вопросом. После начала агрессии Грузии против Южной Осетии и ответных действий усиленного миротворческого контингента России по принуждению режима Саакашвили к окончанию военных действий, власти Латвии поддержали позицию государства-агрессора, т.е. Грузии. Освещение грузино-осетинского конфликта в латышских СМИ вызвало резкий всплеск русофобии, который в очередной раз обозначил всю глубину раскола в латвийском обществе.
В свете сказанного главным становится извечный русский вопрос «Что делать?».
Первая задача – продолжать диалог с властями Латвии по вопросам соблюдения прав национальных меньшинств Латвии; укреплять и развивать сотрудничество с государственными и местными органами власти там, где оно уже существует, и стремиться к сотрудничеству там, где диалога пока нет.
Вторая задача - добиваться того, чтобы все жители Латвии, как граждане, так и неграждане, имели право участвовать в выборах депутатов Европарламента.
Очередные выборы в Европарламент пройдут в июне 2009 года. Количество депутатов от Латвии в Европарламент – 9 человек – на предыдущих выборах в 2004 году определялось, исходя из численности всего населения Латвии, а не только граждан. Однако латвийские власти, соглашаясь с тем, что Латвия должна делегировать в Европарламент именно 9 человек, одновременно категорически отказывается предоставить право голоса на этих выборах и негражданам. Такой подход не только противоречит принятой в Европе избирательной практике, но и, по сути, вводит Европейское сообщество в заблуждение относительно демократического характера выборов депутатов Европарламента в Латвии, стране Европейского Союза.
Третья задача – добиваться допуска латвийских неграждан к выборам местных органов власти на условиях предоставления им как активного, так и пассивного избирательного права. Хотя европейские структуры неоднократно рекомендовали допустить неграждан к выборам местных органов власти, так как принятая в мире практика исходит из того, что все постоянные жители страны не просто имеют право, а обязаны участвовать в выборах местных муниципалитетов, власти Латвии на протяжении всего периода существования Второй Латвийской республики отказывают латвийским негражданам в этом праве.
Четвертая задача – достойно отметить 65-ую годовщину освобождения Латвии и Прибалтики от фашизма, а в 2010 году – 65-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В этой связи хотелось бы обратить внимание на необходимость отдельной программы по изданию сборников документов и монографий по истории стран Балтии с 1939 по 1945 год и с 1945 по 1990 год в переводе на основные европейские языки, а также латышский, литовский и эстонский языки. Актуальность этой программы обусловлена тем фактом, что в Европе очень плохо представляют себе истинную историю Латвии, Литвы и Эстонии во время гитлеровской оккупации в период Второй Мировой войны, включая деятельность национальных дивизий СС в Латвии и Эстонии и участие местных жителей в геноциде евреев, цыган, латышей, литовцев, эстонцев, русских и представителей других национальностей. В Европе очень плохо представляют себе также историю восстановления в Латвии, Литве и Эстонии при помощи всех республик СССР разрушенного в годы войны народного хозяйства. Такая программа – наиболее эффективный способ развенчивания мифов, призванных обосновать политику реабилитации тех, кто в годы войны прислуживал гитлеровцам, и представить политику СССР в республиках Прибалтики после 1945 года исключительно в черном цвете.
Пятая задача - осуществление постоянного мониторинга соблюдения прав национальных меньшинств в Латвии, а также качества образования в школах, реализующих программы образования национальных меньшинств, и доведение результатов этого мониторинга до руководителей Латвии, России, Совета Европы, ОБСЕ, а также европейских правозащитных организаций.
Шестая задача - организационное укрепление и развитие русских общин и национально-культурных обществ Латвии; создание в городах Центров русской культуры и образования, которые бы включали в себя библиотеку, музей, архив, центр по изучению истории русской общины и др.
Седьмая задача - создание эффективной информационной связи между всеми русскими общинами и национально-культурными обществами Латвии, а также Латвии, Литвы и Эстонии для ознакомления общественных организаций с опытом работы друг друга и налаживания культурного сотрудничества. Использование сайта www.russkijmir.lv как информационного ресурса, объединяющего Русский мир Латвии, Литвы и Эстонии.
Восьмая задача - реализация социальных, культурных и научных проектов совместно с регионами России, в первую очередь с Москвой, Санкт-Петербургом, Калининградской и Псковской областями.
В заключение хочу сказать, что все перечисленные задачи являются очень важными для российских соотечественников Латвии, но в 2009 году главным является обеспечение возврата к практике всеобщих выборов в Европарламент и местные органы власти. Только возврат к всеобщим выборам позволит подойти к решению главной задачи – ликвидации массового безгражданства в Латвии.
Возможно ли сегодня обеспечить возврат к практике всеобщих выборов? Ответ на этот вопрос может быть положительным лишь в том случае, если латвийские политические партии, отстаивающие идеалы демократии, политическое руководство России и стран Запада, опираясь на вывод ПАСЕ от 2002 и 2006 года о существовании в Латвии долговременного дефицита демократии из-за неучастия в выборах неграждан, займут консолидированную позицию и в своей оценке выборов в Европарламент и местные органы власти будут исходить из принятых в Европе требований к демократическим выборам. Особое внимание при этом нужно обратить на опережающий характер информационного обоснования необходимости всеобщих выборов в Латвии. Об этом нужно говорить уже сегодня и говорить на понятном для Европы языке.
Всеобщие выборы - это гарантия развития Латвии как демократического государства, гарантия действительного учета интересов всего населения страны в вопросах развития экономики, образования, науки. Это единственная на сегодня гарантия сохранения и развития не только Русского мира в Латвии, но и латышского языка и латышской культуры. Наконец, это единственная на сегодня возможность восстановить доверие нелатышей к Латвийскому государству и взаимное доверие между латышской и русской общинами. Лозунги «Третьей Атмоды» «Латвия – наш общий дом» и «Мы все в одной лодке» сегодня актуальны как никогда раньше. Только единый латвийский народ может решить стоящие перед страной проблемы. У расколотой страны будущего нет!

Публикуется в сокращении
24.08.2008


     

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©