НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Фильм для НАТО про лесных братьев снял эсэсовец из детского сада

Ещё не утих скандал с размещением на сайте НАТО фильма «Лесные братья. Сражение за Балтию», в котором в позитивном ключе показаны нацистские коллаборационисты в военных кепи Вермахта и с германским оружием в руках, как стали известны новые сенсационные подробности. Подробнее »

 
РУССКАЯ ДОРОГА В ДЮНАХ
или «Наши» на «Новом Западе»
Проблематика российских соотечественников, проживающих в Прибалтике, все последние годы периодически попадает в поле зрения столичных политологов, федеральных чиновников и международных экспертов. Однако существо нужд и чаяний русскоязычного населения этих стран-новичков Евросоюза и НАТО зачастую ускользает от вдумчивого анализа и «прицельного» принятия государственных решений, влияющих на судьбу крупнейших общин соотечественников на «Новом Западе». В этой связи «РВ», верные традиции предоставлять экспертную трибуну авторитетным специалистам, не понаслышке знакомым с содержанием обсуждаемых проблем, публикует доклад доктора философии, председателя Клайпедского отделения Ассоциации учителей русских школ Литвы Андрея Фомина, прозвучавший 22 августа в Риге на региональной конференции организаций российских соотечественников «Русский мир Балтии как фактор сотрудничества и развития общества».
За прошедшее после второго Всемирного конгресса соотечественников время ситуация значительно изменилась. Русский мир, о необходимости формирования и укрепления которого говорилось на конгрессе, стал реальностью. За последние годы значительно усилилась поддержка Россией своих соотечественников за рубежом, укрепились организации соотечественников, начали не только работать, но и обмениваться своим опытом деятельности координационные советы российских соотечественников в разных странах.
Аналогичные процессы характерны и для русской общины Литвы, которая насчитывает около 220 тысяч человек, составляющих примерно 6% населения страны. Сообщество же соотечественников разных национальностей в Литве еще больше – более 330 тысяч человек. Надо отметить, что русские и другие народы, являющиеся ныне российскими соотечественниками, - также автохтонное население Литвы. Русские живут в Литве с XIII в., татары – с конца – XIV в., и всегда играли важную роль в истории, культуре и судьбе Литвы.
За последние два года в Литве активизировалась работа общественных организаций соотечественников. Хотя изжить взаимную ревность, соперничество отдельных общественных лидеров не удалось; да и вряд ли удастся победить эту «болезнь» диаспоры.
Наша жизнь, наши проблемы, несмотря на специфику и особенности государственно-правового положения каждой Прибалтийской страны, во многом сходны, и со временем они сближаются. Да, в Литве нет массового бесправного безгражданства соотечественников, численность русской общины значительно меньше, чем в Латвии и Эстонии. Но в остальном – нас беспокоят те же проблемы: катастрофическое разрушение системы образования на русском языке, упадок русских школ, невозможность получить высшее образование на родном языке, усиливающаяся маргинализация, задачи сохранения своей культуры и т.п. А значит, и решать эти проблемы следует сообща, объединяя усилия!
Русский мир нам необходим, потому что это – условие сохранения нами своей самобытности и способ нашего существования как национальной общины. Надо строить, укреплять и развивать Русский мир для того, чтобы не дать раствориться, ассимилироваться нескольким сотням тысяч носителей русской культуры только в нашем регионе.
Каковы же главные задачи развития Русского мира в Прибалтике?
1. Нас спасет только наша культура
Первая и основная задача – это сохранение нашего подрастающего поколения. Эта сфера в жизни русской общины имеет особое значение. Без преувеличения можно сказать: от того, как мы будем воспитывать наших детей и внуков, зависит не только настоящее, но и будущее русских общин наших стран. Важно противодействовать культурной ассимиляции наших детей и внуков. А ситуация развивается так, что в наших странах ощущаются значительные потери именно в области образования на русском языке. Власти Прибалтийских государств сознательно реформируют именно эту сферу, прекрасно понимая, что борьбу за будущее «выигрывает школьный учитель». Они ведают, что творят, поэтому всеми силами стараются ликвидировать русскую школу в Эстонии, Латвии и Литве! Мы все уже прошли и проходим этот драматический этап борьбы за русскую школу: за ее сохранение, за право учить наших детей и внуков на родном языке.
Сложная ситуация сейчас складывается с русскими школами Литвы. За последние 10 лет их численность сократилась вдвое: с 85 в 1996 году до 41 – в 2007 году. Число учеников, обучающихся на русском языке, за это же время сократилось более чем вдвое: с 52000 до 22000! Если эти темпы уменьшения числа школ и учеников сохранятся, то в ближайшие годы мы должны будем констатировать исчезновение образования на русском языке в Литве. Наши соотечественники порой и сами виноваты в этом, отдавая, «из лучших побуждений», своих детей в литовские сады и школы. По результатам исследований, сейчас в среднем около 30% контингента некоторых литовских школ (а в некоторых школах и до 60%!) составляют ученики из «русскоязычных» семей. И, конечно, там они формируются уже не как носители русской культуры, не как русские. Но и еще существующие школы, по сути дела, уже являются не русскими, а просто школами с русским языком обучения. Власти стремятся ввести обучение в них на государственном языке. Сокращается количество уроков родного языка. Самое печальное – это то, что наши дети не изучают ни русской истории, ни культуры. Если это и делается, то только благодаря волонтерскому энтузиазму отдельных учителей в обход официальных программ. Более того, в школах нашим детям преподносится искаженное представление о родной истории и культуре. А ведь сохранить свою национальность можно лишь как систему духовных и культурных ценностей, в которой собственно язык и этнический фактор играют вторичную роль. Мы видим: там, где просто осуществляется стандартизированное общее обучение, где отсутствует национально-культурное воспитание, - там в среде детей и подростков происходят процессы либо маргинализации, либо аккультурации. А, кроме того, наши дети теряют лексическое богатство родного языка, из-за незнания родной истории плохо понимают смысл произведений русской литературы, не знают многих богатств отечественной культуры и искусства.
Поэтому одна из важнейших задач и, одновременно, условие воспроизводства русской общины - изучение подрастающим поколением отечественной культуры и истории, ощущение нашими детьми личной причастности к ним, то есть осуществление и усиление национально-культурного воспитания. Надо добиваться изучения родной – русской - истории и культуры, то есть сохранения исторической памяти и единства, в русских школах, а где их нет (или это невозможно) – в культурных обществах, в формах дополнительного образования, кружках, в воскресных школах. Эта работа - актуальна для всех стран и должна стать важным направлением деятельности Русского мира Прибалтики. Это – условие обеспечения культурной безопасности нашей национальной самобытности.
Возможно, следовало бы подумать о ежегодном проведении всемирного, или европейского, или регионального конкурса по русской культуре и истории, преследующего цель поощрения интереса у подрастающего поколения Русского мира к отечественной истории. Примечательно, что сами дети хотят этого: по данным наших исследований, свыше 80% русских школьников чувствуют потребность и хотят изучать родную историю. Около 85% молодых соотечественников Литвы и Эстонии считают важным сохранение своей национальной культуры и идентичности. Русская молодежь Литвы в большой степени симпатизирует России. Более того, русская молодежь эмоционально связывает себя с Россией, а не с Литвой. Пока эти чувства есть, их нужно питать.
Я думаю, мы вправе просить, чтобы Российская академия образования разработала и издавала серию обучающих и развивающих книг, альбомов и игр, в том числе и на электронных носителях, по русскому языку, русской культуре, истории и географии России, способствующих сохранению родной речи и национально-культурной самобытности, специально для русских детей зарубежья разного возраста. Из России мы ежегодно получаем партии учебников. К глубокому сожалению, в школах ими не разрешено пользоваться. Возможно, стоит пересмотреть содержание этих посылок и присылать русскую художественную и историческую литературу, потребность в которой очень велика. Следует также наращивать и расширять программу ознакомительных поездок и экскурсий детей в Россию, являющихся оптимальной возможностью знакомства с отечественной культурой. Хотелось бы просить Правительственную комиссию по делам соотечественников и соответствующий Департамент издавать в помощь соотечественникам ежегодный «Календарь знаменательных дат России», который будет неоценимым подручным пособием для многих организаций соотечественников мира.
Как это ни сложно, но крайне необходимо заключение межгосударственных договоров России с Прибалтийскими странами о сотрудничестве в области образования и культуры, предусматривающих реальные меры сохранения, поддержки и защиты образования на русском языке, русских школ, учреждения филиалов российских вузов в наших странах. И если Россия к этому готова, то наша задача – побудить к этому власти наших стран.
Нам нужно активно работать с нашей молодежью: создавать молодежные и юношеские организации, помогать молодежи приобретать опыт общественной деятельности. Иначе говоря, мы должны готовить себе смену и свое будущее.
Мы должны работать не только со своей молодежью. В целом мы должны развивать миссионерскую деятельность по восстановлению в своих странах гуманитарных ценностей, свойственных русской духовности и культуре. Необходимо популяризировать ценности русской цивилизации - в первую очередь, среди молодежи - с целью восстановления и нашего национального достоинства и самосознания, и доброжелательного отношения к российской культуре.
Я хочу подчеркнуть: существование русских общин, наше существование спасет только наша культура!
2. Участие во власти или диалог с властью?
В Литве в последнее время развернулась дискуссия: надо ли нам вести диалог с властью или нужно стремиться участвовать во власти? Этот вопрос актуален и в Латвии, и в Эстонии. Времена меняются, и сейчас уже не начало 90-х гг. XX века. Сейчас нам стало яснее, в каких государствах мы живем. И время реверансов русских общин Прибалтийских стран с заявлениями о том, что «российские соотечественники поддерживают развитие своего государства как независимого и суверенного и выступают за всемерное укрепление и развитие языка и культуры латышского (литовского, эстонского) народа», прошло. Да и время ли говорить об этом, когда государства, в которых мы живем, утверждают явное неравноправие национальных общин с титульной нацией, закрывают русские школы, разрушают памятники нашей истории, чернят память наших отцов, закрывают газеты на русском языке, вытесняя нас тем самым из активной жизни страны? Когда они заявляют о поддержке агрессии против наших соотечественников и направляют гуманитарную помощь, (а то и добровольцев) не пострадавшему народу Южной Осетии, а режиму Саакашвили. Когда они – эти государства проводят подчеркнуто недружественную политику в отношении России!
Миф о том, что ситуация в Литве существенно отличается от ситуации в Латвии и Эстонии, давно пора развеять. В последние годы она значительно ухудшилась: идет вытеснение русского языка из сферы образования и массовой информации, тенденциозно переписывается история, оскверняются памятники советским воинам. Реакция же властей на эти явления очень вялая: и на марши неонацистов, и на случаи вандализма в отношении памятников воинам, павшим за будущее народов Литвы, и на попрание религиозных символов еврейской общины.
Хочется спросить: как возможно в условиях такого государства пребывать «во власти»? Влияние нашего голоса в «такой» власти очень мало, а ответственность за принимаемые решения, противоречащие интересам национальных общин, придется разделить и нести. Более того, опыт Литвы (да и Латвии и Эстонии) показал, что наше государство просто не желает видеть во власти даже очень лояльных граждан не титульной нации. Судьба двух русских министров-парламентариев, которые даже на родном языке старались говорить с сильным акцентом, но тем не менее были изгнаны не принявшей их политической элитой, - наглядное тому подтверждение.
Я убежден, что в нынешних политических условиях можно и нужно только вести диалог, даже более: дискуссию с властью, но никак не соучаствовать в ней! При этом я не призываю не заниматься политической деятельностью, не участвовать в демократических выборных процессах. Нет! Просто нужно переосмыслить характер этой деятельности и переставить акценты, не подменять цели средствами, когда для некоторых наших политиков попадание во власть перестает быть средством решения проблем соотечественников, а становится самоцелью, вырождаясь в исполнение роли свадебных генералов. В нынешних условиях мы должны занимать позицию конструктивной оппозиции. Если уж мы участвуем в политической деятельности, то не для того, чтобы восседать в президиумах и выполнять репрезентативные функции, а для того, чтобы иметь возможность смело критиковать и «выводить на чистую воду» порочные решения властей. И, конечно, наша работа по созданию Русского мира не должна зависеть от электорального цикла, равно как нельзя увязывать статус в организациях соотечественников с электоральными рейтингом и положением в политической системе своего государства. Русский мир - иная сфера деятельности, где роль руководителя художественного коллектива, русского театра, журналиста, учителя или писателя значительно выше, чем роль политика с русской фамилией, попавшего в городской совет или парламент.
Русские общины, не устраняясь из жизни своих стран, должны придерживаться своеобразной внутренней культурной автономии. Это – не сегрегация, не изоляция, а сохранение своей национальной системы ценностей и на ее основе своего видения происходящего, это – сохранение самоуважения и достоинства, передающегося молодому поколению.
Власти наших стран сами сталкивают русскую общину в маргинальную область. К сожалению, маргинализация русских в Прибалтике существует, это реальный процесс. И вина в этом – не наша. Но и маргинальность бывает двух видов: творческая, креативная, когда мы, сохраняя свою внутреннюю культурную автономию, будем жить и творить для Русского мира, то есть для себя, и будем тем самым состоятельны и самодостаточны. Второй путь – дегенеративная маргинальность; это – путь гибели. Но альтернативой ему является ассимиляция, которая для русской общины также является гибельным путем. Поэтому выбора у нас нет: нужно созидать и укреплять свой – Русский мир!
3. Вместе с Россией и друг с другом
А вот что мы должны делать в первую очередь, так это – укреплять нашу связь и взаимодействие с Россией. Россия и Русский мир – эти понятия невозможны друг без друга. Без связи с Россией мы обречены на превращение в эмигрантские осколки с последующим постепенным угасанием. При этом мы должны дать возможность всем соотечественникам, живущим в наших странах, максимально использовать те возможности, которые предоставляются в рамках сотрудничества с Россией. Отечественная история знает множество примеров глубочайших кризисов, но Русское зарубежье выживало исключительно благодаря сохранению духовной связи с культурным наследием России.
Чрезвычайно важно, чтобы процесс консолидации движения соотечественников выходил за рамки границ той или иной страны проживания. Нам необходимо укреплять сотрудничество между собой, тем более, что наше положение приобретает все большее сходство. Нам нужно ощущать наше единство, поддерживать друг друга. Только так мы сможем гарантировать защиту и реализацию наших прав и интересов. Мы должны и учиться друг у друга. В Литве, в частности, очень актуален богатый опыт правозащитной деятельности соотечественников Латвии и Эстонии. Нам следует подумать о проведении совместных семинаров, тренингов по подготовке омбудсменов, правозащитников, организаторов общественной работы. Сегодня необходимо говорить о совместных региональных проектах и транснациональных общественно-политических акциях. Такой опыт постепенно накапливается, одним из примеров является, в частности, издание журнала «Балтийский мир», имеющего хорошие перспективы развития, роль которого в деле информирования и консолидации русских общин Прибалтики должна все более возрастать.
Наши организации должны совместно умело отстаивать права соотечественников, бороться с проявлениями дискриминации, ущемления своих прав, бороться за сохранение образования на русском языке, противостоять пересмотру истории и стать крупнейшей в Прибалтике и авторитетной в Евросоюзе неправительственной структурой, использующей все доступные в рамках конституционного строя методы для достижения своих целей.
Нам нужно укреплять связи с организациями Русского мира в других странах нашего региона и Европы: Швеции, Финляндии, Германии, Польши, Бельгии, Франции и т.д. Их опыт жизни, общения с правительствами своих стран, европейскими структурами может быть полезен нам, а организация и проведение совместных акций и осуществление совместных проектов будет сплачивать Русский мир еще больше. Здесь также уже есть первый позитивный опыт: это сбор средств на памятник Дмитрию Ганину, организация поддержки Южной Осетии, в том числе и в информационной войне. Совместными силами мы сможем лоббировать выгодные и нужные и нам и России решения.
Нужно укреплять роль и эффективность работы недавно созданных координационных советов российских соотечественников. Они уже становятся важными консолидирующими рычагами. Мне кажется, следует практиковать подписание в посольствах России соглашений о сотрудничестве на главных направлениях всех политических и общественных организаций соотечественников наших стран, как это делают соотечественники в Бельгии. У нас нет далее возможности бездарно тратить время и силы на взаимное соперничество. Подход должен быть таким: или вы часть решения общих проблем; или вы сами – часть проблемы.
Мы должны осуществлять постоянный мониторинг состояния русских общин наших стран, проводить регулярные социологические исследования среди соотечественников, выявлять настроения, предпочтения, сравнивать их, определять тенденции развития, чтобы яснее видеть, какие опасности нас подстерегают, что и как мы должны делать, на что обратить главное внимание. У наших коллег в Эстонии и Латвии возможностей для этого больше, чем в Литве: здесь есть Институт Пушкина, есть Дом соотечественника, есть Балтийский Русский институт (МБА). Поэтому без координации и объединения наших усилий просто не обойтись!
В процессе строительства Русского мира вновь всплывает вопрос о так называемых «профессиональных соотечественниках». Согласен, понятие звучит некрасиво. Парадокс же заключается в том, что нам действительно нужны люди, специально занимающиеся организацией Русского мира, координирующие работу НПО соотечественников. Сочетать эту общественную деятельность с основной работой для многих из нас просто невозможно. А крупным общинам Русского мира нужны юристы, омбудсмены, организаторы и т.п. Не будем называть их одиозным именем, а назовем условно – «консультанты (или координаторы) Русского мира». Хотелось бы обратиться к МИД России, в «Росзарубежцентр» с предложением предусмотреть в своих загранучреждениях в странах, имеющих крупные общины соотечественников, штаты таких консультантов. Это может быть дипломатический работник – специальный атташе. Но еще лучше – принимаемый по договору на работу местный соотечественник, хорошо владеющий языком страны пребывания и знающий местную специфику, организации соотечественников и конъюнктуру. Думаю, это не потребует больших ассигнований, а польза будет немалой.
За последние годы значительно изменилось отношение России к зарубежным соотечественникам. И мы этому рады. Особенно те многие сотни тысяч и миллионы, которые не по своей воле оказались отрезанными от Отечества. Но сам Закон «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» требует значительных поправок, соответствующих времени. И, в первую очередь, необходимо уточнение самого понятия «соотечественник», его прав и возможностей. Поскольку этому будет посвящено отдельное обсуждение на конференции, здесь я не буду касаться этого вопроса, лишь подчеркну его важность.
Особого внимания требуют проблемы постоянно проживающих в Литве граждан России. Их у нас около 17 тысяч. У них очень много специфических вопросов, которые требуют отдельного рассмотрения и решения.
В завершение хотел бы отметить, что базисным фактором в решении задач укрепления и развития Русского мира в нашем регионе является помощь и поддержка России. Но и наша роль немаловажна. Мы все должны жить, работать, сохранять свое достоинство и культуру, вести себя так, чтобы всем было очевидно: русский – это звучит достойно!

Андрей ФОМИН
03.09.2008




 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©