НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
ДВАДЦАТЬ ДНЕЙ ПОТРЯСЕНИЯ
мир меняется в сторону многополярности
Без преувеличения можно сказать, что после цхинвальской и кодорской эпопеи старое политическое мироустройство, основанное на одностороннем доминировании США, дало самую серьезную трещину за все годы после крушения СССР. Период с 7 по 26 августа, вместивший в себя агрессию грузинского руководства против осетинского населения, неожиданный для многих международных акторов крупномасштабный ответ России по военному принуждению официального Тбилиси к миру и последовавшее признание Москвой государственной независимости Южной Осетии и Абхазии вывел новые реалии мировой системы сдержек и противовесов.
Станет ли неординарное развитие событий на Кавказе стартом очередного этапа пересмотра политической географии в различных регионах мира началом новой «холодной войны» и поводом для серьезных попыток изоляции России? На этот вопрос сегодня высказывается много эмоциональных ответов и спекулятивных прогнозов, укладывающихся скорее в русло информационной войны, чем здравого расчета. В этой связи стоит обратить внимание на узловые моменты, характеризующие новую действительность.
Логика эскалации конфликта вокруг экс-автономий на территории бывшей Грузинской ССР развивалась в течение всего постсоветского периода. Взятый на вооружение президентом Грузии Михаилом Саакашвили «романтический национализм», уходящий корнями в меньшевистское правительство Ноя Жордании времен Гражданской войны (см. «Тифлисская защита»: Жордания-Саакашвили в № 30 «РВ»), а также стремительная милитаризация режима с подачи и при решающем финансовом участии Вашингтона не оставляли у экспертов особых сомнений в том, что силовой метод взятия под контроль населенных осетинами и абхазами земель вновь, как и в начале 1990-х годов, рассматривается в Тбилиси как основной. Провоцирующую роль в попытке грузинского руководства устроить «окончательное решение» осетинского и абхазского вопросов сыграли такие факторы, как формальное требование НАТО к своим потенциальным новобранцам не иметь никаких территориальных проблем, завершение срока пребывания у власти в США щедрой республиканской администрации Джорджа Буша, реальная или мнимая готовность западного истеблишмента в приоритетном порядке прислушиваться к голосу Грузии в оценках поведения России и тлеющий внутриполитический кризис в самой Грузии, где былые участники «революции роз» стали непримиримыми врагами.
Откровенная брутальность начатого официальным Тбилиси в ночь с 7 на 8 августа «блицкрига» лишь обусловила мощную силу реагирования России, так как в любом случае в сложившихся обстоятельствах Москва просто не могла остаться в стороне. За последние годы на умиротворение, восстановление и развитие Чечни, укрепление мирной жизни в других субъектах Федерации на Кавказе были потрачены колоссальные силы и средства. В этой связи Москва не готова была рисковать достигнутым, демонстрируя ожидаемое западными «ястребами» безволие на фоне картин страдания разделенного осетинского народа, убийства российских миротворцев и угроз существованию родственных многим кавказским этносам абхазов.
Стремительный провал военной авантюры Михаила Саакашвили позволил Цхинвалу и Сухуму восстановить контроль над всеми участками своей территории в границах бывших советских автономий и всерьез претендовать на дипломатическое признание со стороны России. Что и было сделано для упреждения новых попыток насильственного присоединения Южной Осетии и Абхазии к Грузии, доказавшей полную неспособность уживаться с ними. Гарантией выживания двух закрепивших суверенитет закавказских республик станет легитимизация долгосрочного российского военного присутствия и финансово-гуманитарных вложений с помощью межгосударственных договоров о дружбе и сотрудничестве.
Вслед за Россией и еще до завершения раздумий в Минске независимость Южной Осетии и Абхазии признало сандинистское правительство Никарагуа. Президент Даниэль Ортега, выступая перед армейским командованием, заявил следующее: «Правительство Никарагуа признает независимость Абхазии и Южной Осетии и выражает полное согласие с позицией правительства России, что конфликт должен быть разрешен в ходе мирного диалога с европейскими странами».
Однако на Западе не желают видеть столь же уникальные, хотя и абсолютно иные, чем в других региональных конфликтах, особенности Южной Осетии и Абхазии, которые они еще недавно настойчиво выделяли в ситуации с признанием независимости Косово. Есть и прочие раздражители, которые продолжат отравлять отношения России с США и странами Евросоюза. Вместе с тем единого антироссийского фронта не предвидится: даже после экстренного саммита ЕС в Брюсселе на Западе продолжается нешуточная «подковерная» борьба между адептами выжидательной позиции и сторонниками «управляемой холодной войны». Если Москве удастся филигранно провести дипломатическую партию в ближайшие месяцы, спокойно дать время политикам в европейских столицах стряхнуть эмоции, взвесить потери и выгоды от нагнетания напряженности, а в США – провести президентские выборы, то потенциал назревающего большого военно-политического и экономического конфликта с Западом сойдет на нет, а новые кавказские реалии и роль России в их гарантировании будут просто приняты к сведению. Ведь не за горами другие проблемы в иных регионах мира, в решении которых Москву удобнее и выгоднее видеть союзницей, а не противником или сторонним наблюдателем. Первым демонстративным жестом готовности Москвы к подобному сотрудничеству, совпавшим по времени с брюссельским саммитом в верхах, стал указ Президента Дмитрия Медведева от 1 сентября «О направлении воинского формирования Вооруженных cил Российской Федерации для участия в операции Европейского союза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и Центральноафриканской Республике». Согласно принятому решению, для участия в операции ЕС на срок до 12 месяцев будет направлено российское воинское формирование численностью до 200 человек, а также четыре транспортных вертолета Ми-8МТ со штатным вооружением, боеприпасами, военной техникой и другими необходимыми средствами.

Владимир СИМИНДЕЙ
10.09.2008





 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©