НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
ВОЗДУШНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БОЙ
Литва и Латвия сошлись в поединке за авиапревосходство
Между соседними прибалтийскими странами разгорелся нешуточный скандал в сфере контроля за потоками авиапассажиров в регионе. Рига и Вильнюс сделали ставки на лидерство своих международных аэропортов, при этом в сентябре латвийский национальный авиаперевозчик «airBaltic» добился шаткого перевеса на территории соперника:  около 73 тысяч  пассажиров  через Вильнюс против 72,4 тысяч у компании  «flyLAL-Lithuanian Airlines».
Литовцев, настроенных закрепить за собой лидерство у себя дома (по итогам III квартала текущего года прирост пассажиропотока у«flyLAL» составил 71% по сравнению с тем же периодом 2007 года), амбициозные планы латышей никак не устраивали. В этих условиях в ход пошли не только традиционные приемы конкурентной борьбы на коммерческом поле, но и задействование «судебной дубинки». По мнению менеджмента «flyLAL», их компания понесла убытки из-за нечестной конкуренции со стороны «airBaltic» в размере 200 млн. литов (40,8 млн. латов). Причину этого литовские авиаторы видят в том, что «airBaltic» и Рижский аэропорт заключили договоры о льготах и скидках, тогда как Вильнюсский аэропорт работает со всеми фирмами на равных условиях. Литовский суд принял во внимание эту позицию и 25 сентября постановил наложить арест на недвижимое и иное имущество латвийской авиакомпании и Рижского аэропорта стоимостью почти 200 млн. литов. При этом банковские счета ответчиков заблокированы не были.
Следует отметить, что в Риге уделяют повышенное внимание развитию отрасли воздушных перевозок. Главным организатором и лоббистом деятельности национального авиаперевозчика и столичного аэропорта неизменно выступает министр сообщений Латвии Айнарс Шлесерс, добившийся вывода этой отрасли на передовые позиции, как в самой стране, так и в регионе в целом. Однако стремление «подыграть своим» уже не раз приводило к различным мелким скандалам, вплоть до прерывания сотрудничества иностранных авиаперевозчиков с аэропортом «Рига». Но до столь масштабного кризиса с арестом имущества дело никогда еще не доходило.
В политических и деловых кругах Латвии отреагировали на судебный демарш литовцев весьма остро. Айнарс Шлесерс заявил о том, что он возмущен действиями «FlyLAL», пытающейся таким способом «на пороге банкротства решить свои проблемы». По его мнению, из-за вынужденного ухода «airBaltic» с литовского рынка и вероятного банкротства «FlyLAL» в проигрыше окажется, прежде всего, авиационная отрасль самой Литвы. В кулуарах правительства заговорили и о предвзятости литовского суда, и о нарушении межгосударственного договора о защите инвестиций. В связи с эвентуальной опасностью ареста имущества официальная Рига в начале октября направила Литве дипломатическую ноту.
В самой «airBaltic» поспешили уверить в том, что не намерены из-за разразившегося конфликта закрывать свое представительство в Литве. В зимне-весенний период компания планирует осуществлять вылеты из Вильнюса в Брюссель, Берлин, Копенгаген, Гамбург, Хельсинки, Лондон, Милан, Мюнхен, Осло, Париж, Ригу, Рим, Стокгольм и Таллин, однако дальнейшего расширения сети маршрутов пока не предусмотрено. При этом уже появилась менее оптимистичная информация о грядущем сокращении персонала в литовском представительстве латвийской авиакомпании, которое по отдельным позициям затронет до четверти работников. Что же касается решения суда, то оно, по словам президента «airBaltic» Бертольта Флика, невыполнимо. Он убежден, что в данном случае были нарушены нормы Европейского союза, касающиеся подсудности:  "Если по инициативе какой-то мелкой компании могут арестовать международный аэропорт, расположенный в другой стране - это серьезный повод для опасений", из-за которых может пострадать международная репутация Литвы. В свою очередь, руководство аэропорта "Рига" заявило о том, что намерено оспаривать «келейное» решение Вильнюсского суда, не известившего в установленном порядке ответчиков о начатом судебном процессе.
В компании «flyLAL» судебную победу в первой инстанции восприняли с воодушевлением, иногда выходящим за рамки разумного. Так, в заявлении для СМИ ее менеджмент торжественно пообещал, что именно Вильнюс, а не Рига, будет центром транзита в Балтийском регионе. По словам генерального директора «flyLAL» Гедиминаса Жемялиса, они не собирается уступать позиции в Вильнюсе и принуждать жителей Литвы летать через Ригу. Он также заверил, что уже будущей весной появятся новые направления полетов и увеличится авиапарк. При этом подозрения в грядущем банкротстве были отметены и даже наоборот – переадресованы самой «airBaltic», терпящей убытки и потерявшей основного партнера и акционера в лице скандинавской «SAS». Руководитель литовской авиакомпании в подтверждение правоты своей позиции сослался на то, что «латвийский Совет по конкуренции категорически отрицательно оценил льготы, предоставляемые Рижским международным аэропортом компании «airBaltic», а также сделал личный выпад в адрес противной стороны: «Похоже, что признанному сегодня наиболее влиятельным гражданином Латвии министру Айнарсу Шлесеру и президенту «airBaltic» Бертольту Флику не нравится, что кто-то возражает против их целей - любыми средствами занять региональный авиационный рынок стран Балтии».
Официальный Вильнюс внешне занял позицию «над схваткой» и попытался сбить волну умозаключений политического характера. В ноте МИД Литвы говорится о том, что внешнеполитическое ведомство этой страны выступает за  равное ведение бизнеса в условиях свободной конкуренции, которое обеспечивает правовая база Евросоюза, а спор между двумя коммерческими структурами должен разрешить суд, опираясь на действующие национальные законы и правовые акты Евросоюза. "В связи с этим Министерство иностранных дел призывает не политизировать судебный спор двух хозяйственных субъектов. Мы твердо уверены, что судебное разбирательство по данному спору не повлияет на добрососедские отношения Литвы и Латвии, а также не осложнит интенсивного и успешного экономического сотрудничества двух стран", - подчеркивается в дипломатической ноте.
Однако избежать выхода вопроса на уровень премьер-министров двух стран не удалось. Выяснять ситуацию и «сглаживать углы» пришлось премьеру Латвии Иварсу Годманису, спешно отправившемуся 10 октября в литовскую столицу. В Вильнюсе ему, наряду с решением других насущных вопросов, пришлось публично заявить, что он не считает литовские суды тенденциозными, признать сложность ситуации в авиационном бизнесе и положиться на итоговую справедливость Фемиды с учетом нахождения обеих стран в едином пространстве ЕС. В этом его поддержал глава правительства Литвы Гедиминас Киркилас, подчеркнувший, что у него нет возможности вмешиваться в это дело на стадии судебного разбирательства. Иварс Годманис также попытался подбодрить руководство отечественной компании: "Несмотря на все разногласия, которые может разрешить суд, я, без сомнения, поддержал бы позицию «airBaltic» на продолжение своей деятельности в Литве, как в Вильнюсском, так и в Каунасском и Палангском аэропортах".
Данная история показательна тем, что очередной всплеск эмоций касается едва ли не единственной сферы, где Латвия сохраняла и увеличивала преимущества в «отраслевых войнах» с более активной соседкой. Вероятно, Рижскому аэропорту придется пойти на те или иные уступки. В целом же политика протекционизма и общий накал конкурентной борьбы из-за роста цен на топливо неблагоприятно сказывается на диапазоне представленных в Риге авиаперевозчиков. О свертывании работы в латвийской столице помимо «flyLAL» уже заявили такие авиакомпании, как «easyJet», «Aerlingus», «Germanwings» и «Austrian Airlines». При этом сама «airBaltic» небезгранична в ресурсах для реализации своих экспансионистских планов, учитывая тот факт, что в первом полугодии 2008 года она отработала с убытками в 7,9 млн. латов.

Антон ПОДОЛЬСКИЙ
15.10.2008


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©