НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
СИЗИФОВ ТРУД ИВАРА ГОДМАНИСА
Премьер-министр Латвии не спешит на «дембель»
Состояние экономики Латвии, оценки глубины кризисных явлений и попытки сдержать негативные тенденции приковывают сегодня внимание тех представителей экспертного сообщества, которые всерьез интересуются ситуацией в этом регионе. Стремительное ухудшение макроэкономических показателей и провал всех былых официальных прогнозов по их удержанию в приемлемых рамках заставляет правительство Иварса Годманиса (Латвийская первая партия / Латвийский путь) лихорадочно искать рецепты от соскальзывания Латвии в глубокую социально-экономическую депрессию. Верстать государственный бюджет на 2009 год приходится «с колес», даже не скрывая, что приводимые в его проекте цифры и ориентиры могут подвергнуться существенной ревизии уже в начале следующего года.
Состоявшийся 9 октября бенефис премьер-министра, обязанного по закону регулярно отчитываться перед Сеймом о работе правительства, не принес депутатам уверенности в светлом будущем. Оппозиция, естественно, подвергла работу кабинета министров ЛР острой критике, правящее большинство оказало ему условную поддержку. Иварс Годманис пришел к депутатам не с пустыми руками: накануне правительство одобрило проект госбюджета Латвии на будущий год с дефицитом в размере 1,85% ВВП. Доходы консолидированного госбюджета запланированы в размере 5,462 млрд. латов, тогда как расходы должны составить 5,791 млрд. латов. Свести концы с концами «на бумаге» удалось в немалой степени за счет принудительного сокращения министерствами своих расходов на 10,67%, включая увольнение к середине 2009 года десятой части чиновников и прочих сотрудников органов госуправления (урезание «мертвых» ставок не засчитывается). Упреждая тяжелую дискуссию по бюджету, который планируется принять в окончательном чтении 26 ноября, премьер призвал парламентскую позицию и оппозицию не выдвигать финансовых требований, увеличивающих бюджетный дефицит. Логика Годманиса проста: с профсоюзами он вроде бы договорился не превышать «священную» планку дефицита в 1,85% ВВП, пугая их тем, что в противном случае «все рухнет», включая его многострадальное правительство, при этом отраслевые и прочие лоббисты по-прежнему сохраняют возможность перетягивать расходы из одной статьи бюджета в другую во время нынешнего рассмотрения документа парламентом, а также при его исправлениях в будущем году. Логика правящего большинства, состоящего из «народников», «первопутейцев», «зеленых крестьян» и примкнувших к ним «отечественников», тоже незатейлива: до выборов в Сейм еще далеко (попытка оппозиции «протащить» его роспуск через августовский референдум не увенчалась успехом из-за низкой явки граждан, да и в любом случае, юридическая казуистика позволяла сделать все, чтобы эта процедура не коснулась нынешнего состава парламента), вероятность того, что избиратели «отомстят за невзгоды» на выборах в Европарламент летом 2009 года велика, но некритична для власти. Действительно, раздражение электората нарастанием экономических трудностей накапливается, но пока выливается лишь в настороженность и апатию – только 26% избирателей Латвии заявили в ходе недавнего социологического опроса о готовности отдать свой голос на евровыборах. По прогнозам экспертов, сохранение негативной динамики социально-экономического развития Латвии грозит правящим партиям, растерявшим рейтинги доверия у народа, болезненным афронтом: в Европарламент может попасть лишь от одного до трех депутатов из девяти открывающихся вакансий. Таким образом, оппозиция получит европарламентскую трибуну, но не получит власти в стране. Другое дело – муниципальные выборы, которые состоятся одновременно с избранием евродепутатов в июне 2009 года. Тут старшие партнеры по коалиции - «народники» определенно хотят держать руку на пульсе, предлагая не только «кнут» в виде административно-территориальной реформы и угрозы роспуска того или иного местного органа власти из-за выявленных нарушений, но и «пряник» в виде перераспределения доходов от сборов подоходного налога с населения в пользу местных самоуправлений, которые в 2009 году будут получать 82% от этих доходов. Не забыты и беднейшие слои населения, которым власти предлагают высоко оценить тот факт, что в следующем году повышается необлагаемый подоходным налогом с жителей минимум с нынешних 80 до 100 латов. И все же, почему премьер Годманис так настаивает на соблюдении предложенного барьера бюджетного дефицита? Во-первых, он не превышает психологически важной планки в 2% годового ВВП страны, во-вторых, свидетельствует, что правительство не утратило контроля за экономической стихией и следит за финансовой стабильностью государства, в-третьих, является важным индикатором для рейтинговых агентств и крупных иностранных инвесторов (сегодня Латвия и так по всем рейтингам сдает былые рубежи; например, по данным Всемирного экономического форума, страна опустилась на девять позиций в рейтинге конкурентоспособности экономик мира - на 54-ое место), в-четвертых, позволяет рассчитывать на благосклонность бюрократических структур Евросоюза в вопросах дотаций и субсидий.
Вместе с тем, многие сомневаются в эффективном удержании этой планки на протяжении всего 2009 года. С одной стороны, на правительство Иварса Годманиса давят представители общественного сектора экономики, требуя повышения зарплат с учетом высокой инфляции, составляющей сегодня по официальным данным 14,9%, с другой стороны, «расточительность» правительства критикуют сторонники жесткой макроэкономической политики, требуя фактического обнуления дефицита госбюджета. Так, на эфемерность благополучного верстания бюджетных цифр указал в интервью Латвийскому радио председатель комиссии Сейма по бюджету и финансам Карлис Лейшкалнс, потребовав сократить планируемый дефицит госбюджета Латвии на 2009 год до 0-0,85% ВВП. Необходимость ужесточения режима экономии госрасходов он связывает с тем, что правительство в проекте бюджета выступило с неоправданно оптимистичными прогнозами прироста ВВП в 2%. Лейшкалнс также выразил уверенность в том, что профсоюзные объединения в этом году не смогут добиться повышения зарплат работникам госсектора. "Если в прошлом году профсоюзам удалось в результате переговоров и давления добиться выделения 70 млн. латов на повышение зарплат, то в этом году такого не будет", - заявил руководитель профильной комиссии парламента.
Но разве дело только в профсоюзах, которые Карлис Лейшкалнс видит сегодня исключительно «ручными»? Например, недовольство в связи с предстоящим в 2009 году урезанием государственных субсидий на 27,5% выразило правление Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций. По словам его председателя Арманда Краузе, «если министерствам в 2009 году нужно было снизить бюджетные расходы на 10,67%, то нам непонятно, почему государственные субсидии нужно сокращать на 27,5%, то есть на 8 803 655 латов. При этом он подчеркнул, что «акции протеста мы не планируем, но будем разъяснять ситуацию депутатам Сейма и надеяться, что они поймут нужды крестьян и не проголосуют за столь резкое уменьшение субсидий в будущем году». Действительно, пока протестующим структурам рассчитывать на фактор улицы не приходится.
Тот факт, что правительство вообще «погорячилось» с прогнозами роста латвийской экономики, признает даже традиционный оптимист в оценках, президент Банка Латвии Илмарс Римшевичс. Он полагает, что планируемый в госбюджете 2009 года дефицит в размере 1,85% ВВП подсчитан при необоснованно высоком прогнозе ВВП, поэтому «мы себя обманываем», надеясь удержать превышение расходов над доходами в столь малых объемах. «Банк Латвии планирует, что в следующем году прирост ВВП может быть нулевым или составить 0,5%, и в таком случае бюджетный дефицит превращается из 1,85% в 2,85% или даже в 3%», - заявил Илмарс Римшевичс. При этом он не исключил, что застой или отрицательная динамика в экономическом развитии Латвии может привести к росту бюджетного дефицита до 5% ВВП и более. Следует отметить, что и по текущему году цифры оказались неутешительными. По данным Центрального статистического управления Латвии (ЦСУ), в первой половине 2008 года ВВП страны вырос на 1,6%, в том числе во II квартале - на 0,1%, тогда как в 2007 году прирост ВВП достигал 10,3%. При этом глава Банка Латвии очень болезненно воспринял упреки в свой адрес за провальный прогноз, сведя проблему «веселых чисел» к тому, что «все не так играли»: "В конце прошлого года мы прогнозировали, что в этом году прирост ВВП составит 5%. Однако если все вокруг говорят, что наступит кризис, и люди начинают подчинять свое поведение кризисному периоду - меньше тратят, не берут в долг, банки на одалживаются, то не удивительно, что мы постепенно приближаемся к этой цифре. Это исполнившиеся ожидания. Мы все - участники этой пьесы, и от того, как мы в ней действуем и как себя ведем - активно или нет - и зависит эта цифра". Следует отметить, что даже более осторожные авторы прогнозов просчитались с цифрами по Латвии, не учтя масштабов кризиса мировой экономики и всех рисков внутри страны. В частности, Международный валютный фонд (МВФ) еще весной прогнозировал рост латвийского народного хозяйства на 3,6%, а в будущем году — на полпроцента. Однако мировые экономические бури и реальный уровень устойчивости к ним внутри страны побудили МВФ значительно скорректировать ожидания в отношении Латвии, которые теперь выглядят более мрачно, чем у «исправившегося» Римшевичса: ВВП Латвии в текущем году снизится на 0,9%, а на будущий год падение составит уже 2,2%. По прибалтийским соседям специалисты МВФ дают менее суровую картину, согласно которой, в 2008 году ВВП Эстонии сократится на 1,5%, но уже в следующем году наметится его рост до 0,5%, а Литва к декабрю прибавит 3,9% и снизит прирост ВВП в следующем году до 0,7%. Хотя стоит заметить, что еще пара-тройка ярких антироссийских выхлопов со стороны эстонского руководства – и «прирост» не удержится на твердом нуле. В целом эти прогнозные показатели вполне сочетаются с данными по экспортно-импортным операциям, в которых Латвия также отстает от других прибалтийских стран. По информации ЦСУ ЛР, за семь месяцев 2008 года стоимость латвийского экспорта составила 3,672 млрд. евро, литовского - 9,493 млрд. евро, эстонского - 4,926 млрд. евро, а импорта, соответственно,  6,234 млрд. евро в Латвию, 12,625 млрд. евро в Литву и 6,459 млрд. евро в Эстонию.
Еще больший пессимизм, чем у политиков, чиновников и экспертов, отмечается в деловой среде Латвии. Индикатором «замораживания» активности бизнеса, например, могут служить данные ЦСУ ЛР о том, что во II квартале текущего года количество деловых поездок в пределах Латвии сократилось на 31%. Плачевное самочувствие латвийского бизнеса прослеживается и в результатах совместного исследования социологического агентства «SKDS» и «Parex banka», согласно которым, предприниматели уже третий квартал подряд оценивают состояние экономики страны весьма пессимистично, при этом оценки состояния дел в целом продолжают ухудшаться уже на протяжении семи кварталов подряд. Бизнесмены сегодня рискуют прогнозировать лишь на полгода вперед, и этим прогнозам свойственно негативное отображение экономических ожиданий. Сложившуюся ситуацию продолжают пессимистично оценивать во всех 26 группах изучаемых предпринимателей, при этом самое большое падение в оценке индекса деловой активности пережили крупные предприятия (-7,58), предприниматели в Земгальском крае (-6,61) и предприятия с иностранным капиталом (-5,91). При этом перспективы успешного привлечения инвестиций наиболее позитивно оценивают владельцы и менеджеры малых предприятий, с числом работников до десяти человек.
По мнению экспертов, правящие партии готовы изо всех сил сдерживать вал упреков и недовольства со стороны различных социальных групп и сохранить «на бумаге» дефицит бюджета на уровне лукавой цифры в 1,85% ВВП, поэтому в ближайшее время отставки правительства не ожидается. «Искупительная жертва» со стороны Иварса Годманиса потребуется несколько позже, когда госбюджет «посыплется», а общественная атмосфера накалится. Тогда отставки правительства не избежать. Сейчас же политическая оппозиция не готова вывести людей на массовые акции протеста, так как идет процесс переформатирования политического поля (только недавно зарегистрированы «Гражданский союз» и партия Штокенбергса, созданные из осколков ряда действующих политических сил), а также сказывается разочарование и усталость населения от провала двух референдумов подряд – по праву народа на досрочный роспуск парламента и по пересмотру пенсий. В свою очередь, отраслевые структуры и профсоюзы просто боятся «раскачивать лодку», не будучи уверенными в том, что им хватит авторитета и навыков сдержать или возглавить стихийные протесты. Однако впереди – долгие зимние месяцы, повышение цен на газ и электричество, шокирующие для населения счета за отопление, рост безработицы (при нехватке квалифицированных специалистов в ряде отраслей), удорожание кредитов и череда банкротств из-за беспечных заимствований в прошлые годы, общий прирост которых в 2005-2006 гг. достигал 60% при оптимальных ежегодных темпах роста в 20%. В этих условиях латышские правые опять попытаются разыграть национальную карту: правящие круги - для отвлечения внимания своего электората от насущных проблем, оппозиция – для мобилизации нацозабоченных под своими знаменами. Но это лишь подольет масло в огонь, к тому же и «русские» партии не замедлят актуализировать свои позиции. При нарастании внешних неблагоприятных условий все это может вылиться в социальный взрыв небывалой для Латвии мощности.
На что рассчитывают власти? Вероятно на то, что точечными вливаниями и репрессиями смогут погасить крайние проявления недовольства, списав все на Годманиса, на тезис о том, что «всем теперь в мире плохо» и, конечно, на «руку Москвы». Во всяком случае, «народники» уже не скрывают, что на пике кризиса в качестве «спасителя нации» может вернуться одиозный «рядовой член партии» Андрис Шкеле, неоднократно возглавлявший правительство в 1990-е годы. Глава военного ведомства, «народник» Винетс Велдре со всей прямотой так и заявил: «Шкеле — однозначно премьер, однозначно. Но человек сам должен решить, хочет он или нет. Думаю, возраст для него не преграда. Государство от этого только выиграет». Мотивировал он эту «однозначность» тем, что «я знаю, каков господин Шкеле. Жесткость у него есть, и энергия, и он требует результатов, а не болтовни.
Однако в этом случае Народной партии придется столкнуться с новой волной компроматов и скандалов вокруг его имени, а также острым недовольством Вашингтона, где у этого «олигарха» весьма негативная репутация. Сможет ли Латвия, привычная в лице ее руководства к роли активно-послушного сателлита США, выдержать напор из-за океана? Вряд ли.
Помимо властных расчетов и раскладок небезынтересно посмотреть на общий тренд действий нынешней официальной Риги. В условиях, когда относительно свободные деньги остались только у России, да еще у Китая, Вашингтон готов расплачиваться с прибалтами за верность лишь антироссийскими декларациями Конгресса, а в еврозоне не могут договориться о действенных мерах совместного экономического выживания, латвийское руководство позволяет себе странные вещи. Например, «бежать впереди паровоза» в грузинском вопросе, подсчитывать «компенсации за советскую оккупацию», прикладывать усилия к распространению пропагандистской страшилки с антироссийской начинкой – кинофильма «Советская история», напрочь отвергать все озабоченности России по поводу положения ее соотечественников в ЛР, хотя даже местный омбудсмен Роман Апситис признает несправедливость многих отличий в правах граждан и «неграждан» в ущерб последним. Все это, естественно, не способствует тому, чтобы Москва испытывала желание как-то помочь Латвии выйти из нынешних трудностей без больших потерь. Неблагоприятный фон в межгосударственных отношениях негативно сказывается и на попытках Латвии сократить опасный в нынешних условиях дефицит внешнеторгового баланса за счет продвижения своих товаров на российском рынке. Вот и приходится латвийскому правящему истеблишменту вместо здравого и решительного подхода к стратегическому вопросу партнерства с Россией полагаться на тактические уловки и запугивания, из которых наиболее забавным выглядит привлечение полиции безопасности к расследованию слухов и анекдотов о кризисе в финансовой системе Латвии.

Виктор КОЛЫВАНСКИЙ
15.10.2008

     

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©