НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
БЕЛОРУССКИЙ ТРАНЗИТ
Минск по-прежнему рассчитывает на диверсификацию портовых нагрузок
Белоруссия, не имея собственных выходов к морским берегам, тем не менее занимает достаточно выгодное геоэкономическое положение, позволяющее пользоваться различными направлениями транзита своих экспортных грузов через порты Латвии, Литвы, Украины и России (Калининградская область). В последнем случае эксклавное положение Калининграда, отделенного литовской территорией, заметно снижает естественные преимущества этого маршрута.
Плечо доставки грузов потребителям через украинские порты является самым протяженным, поэтому естественно, что в Минске самое пристальное внимание обращают на прибалтийские портовые мощности, развивая сотрудничество по перевалке грузов с приграничными странами - Литвой и Латвией.
Следует отметить, что санкционная политика Вашингтона и Брюсселя в отношении президента РБ Александра Лукашенко и его окружения перенасыщена «демократической» риторикой и касается в основном верхушечных политических аспектов, тогда как экономические связи с рядом стран Евросоюза продолжают укрепляться. «Адвокатами» Минска в этой сфере выступают Вильнюс и Рига, весьма заинтересованные в извлечении прибыли от транзита белорусского сырья и товаров на Запад. Между белорусским руководством и прибалтийскими столицами иногда вспыхивают политико-дипломатические скандалы, когда Минск дает понять, что определенные формы и методы вмешательства во внутренние дела совсем уж нестерпимы, однако в целом Белоруссия предпочитает «не беспокоить» прибалтов. Например, трудно припомнить случаи, когда официальный Минск высказывался бы о существовании в Латвии уродливого с международно-правовой точки зрения института «неграждан».
Одной из важнейших статей белорусского экспорта и валютных поступлений в бюджет являются поставки на мировой рынок калийных удобрений, составляющих 7,2 млн. тонн в год. Их перевалка осуществляется через три зарубежных порта – Вентспилсский (Латвия), Клайпедский (Литва) и Николаевский (Украина). Почти весь постсоветский период лидирующие позиции в морской транспортировке калийных удобрений из Белоруссии занимал Вентспилс. Там были модернизированы созданные еще в советское время портовые мощности, и через специализированный терминал «Калия паркс» ежегодно доставлялось потребителям около 4 млн. тонн белорусских минеральных удобрений. Завидное положение латвийских портовиков, «стригущих купоны» в комфортных для себя условиях, вызвало повышенный интерес к «калийному потоку» у литовских конкурентов. Начало было положено в 2002 году, когда через Клайпедский порт было перегружено 774 тыс. тонн, через три года объем перевалки превысил 1,3 млн. тонн белорусских удобрений.
Следует отметить, что в Вентспилсе не сразу придали должное значение альтернативному маршруту, но уже в 2005 году перевалка по линии «Калия паркс» сократилась до 3,5 млн. тонн, а по итогам 2006 года Вентспилсскому порту удалось перегрузить лишь 3 млн. тонн. Закономерная в этих условиях смена лидера была зафиксирована по итогам прошлого года, когда Клайпеде досталось 2,75 млн. тонн продукции ЗАО «Белорусская калийная компания», а Вентспилсу – 2,46 млн. тонн. В Минске с энтузиазмом отнеслись к развитию конкуренции за привлечение калийных грузов на побережье Балтики, резонно рассчитывая на дивиденды от смягчения тарифной политики за транзит. Но попеременного снижения цен за перевалку в двух ключевых точках не получилось: клайпедское направление неизменно предлагало более выгодные экономические условия, разница в которых с латвийским предложением в текущем году превысила 1,2 доллара за тонну. В Вентспилсе заговорили о «литовском демпинге», к тому же портовый бизнес в этом городе уже не первый год терпел неудачи по привлечению стабильных объемов российских наливных, насыпных, генеральных и контейнерных грузов, так и не сумев привлечь стратегических инвесторов из России.
В текущем году доминирующее положение Клайпеды на прибалтийском рынке перевозок калийных удобрений стало более чем очевидным. По итогам первых семи месяцев 2008 года в литовском порту перевалено 2 млн. тонн, а в Вентспилсском – только 700 тыс. тонн этой белорусской продукции. С учетом последних данных, для белорусских партнеров замаячила перспектива монополизации регионального рынка литовской стороной, что с учетом нестабильной политической и социально-экономической ситуации на Украине может обнулить возможности для тарифной игры с позиции экспортера, обладающего свободой выбора транзитчиков. Модернизация Клайпедского порта технически позволит обработать весь объем данного вида грузов из Белоруссии, а «Калия паркс» без них вряд ли сможет сохранить свой профиль, имея в портфеле заказов лишь российскую компанию «Сильвинит», обеспечивающую транзит через Вентспилс до одного млн. тонн удобрений. В этих условиях Минск намерен провести переговоры с латвийской стороной о тарифной политике и объемах поставок. В запасе мер также значится снижение тарифов Белорусской железной дороги на вентспилсском направлении. Официальная Рига, регулярно выставляющая Москве претензии за «ручное управление» ценами на железнодорожные перевозки, на этот раз «волюнтаризмом» может остаться весьма довольна.

Антон ПОДОЛЬСКИЙ
15.10.2008


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©