НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
АВИАНОСЦАМ - БЫТЬ
11 октября Дмитрий Медведев с борта авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов» в Баренцевом море наблюдал за тактическими учениями сил Северного флота «Двина». После чего, отвечая на вопросы личного состава единственного российского авианосца, сделал важнейшее заявление доктринального значения. А именно, Президент России сказал, что считает необходимым строительство авианесущих крейсеров, которые должны стать неотъемлемой компонентой российского ВМФ. И главное – Дмитрий Медведев заявил, что корабли подобного класса будут спущены на воду в обозримой перспективе.
Напомним, что интрига вокруг строительства авианосцев в нашей стране длится уже не одно десятилетие. В спорах по этому вопросу сталкивались между собой видные военачальники и государственные деятели. Причем тема авианосцев зачастую делила политическую элиту нашей страны, можно без утрирования сказать, практически на два противоборствующих лагеря. Борьба проходила даже на идеологическом фронте – противники строительства авианосцев окрестили их «длинными руками империализма». Кстати сказать, именно учитывая подобный штамп, сторонникам строительства авианосцев пришлось окрестить этот класс кораблей отечественного ВМФ «тяжелыми авианесущими крейсерами».
Так почему же тема авианосцев вызывала, да в общем-то и до сих пор вызывает, такие жаркие дискуссии в военных и политических кругах? Как нам видится, дело в том, что введение в строй авианосцев и ставка на них при развитии как ВМФ, так и в целом Вооруженных сил, означает ни много ни мало, как смену военно-политической доктрины. Дело в том, что основной задачей авианосцев является обеспечение полномасштабного военного присутствия в любой точке мира. А при необходимости – проведение там локальной военной компании.
В этой связи напомним, что основной задачей отечественных Вооруженных сил последние полвека было сдерживание возможного глобального противника. И поэтому противники авианосцев считали необходимым концентрацию финансовых ресурсов на развитии стратегических ядерных сил, наземных вооруженных сил и подводного флота. Авианосцы же ими считались «непозволительной роскошью» для нашего государства.
После прихода к власти Леонида Брежнева сторонникам создания подобного класса кораблей удалось «взять верх» и запустить их строительство, начав вводить в строй авианесущие крейсеры класса «Киев». Затем же было принято решение о строительстве настоящего авианосца – который позже будет спущен на воду под именем «Адмирала Кузнецова». Однако по мере его разработки позиции противников развития авианесущего флота усилились и проект первенца претерпел существенные изменения. В отличие от первоначального плана «Адмирал Кузнецов» значительно потерял в тоннаже, а также вместо четырех на нем осталась лишь одна взлетно-посадочная полоса. Но это был все же первый отечественный корабль, который можно было по настоящему называть авианосцем. И единственный. В стране начались иные времена. Собрат «Кузнецова» - строящийся в Николаеве «Варяг» был распилен на металлолом.
И вот Россия, спустя два с половиной десятилетия, снова возвращается к строительству авианосцев. Но почему именно сейчас? И что это означает с точки зрения развития военно-политической доктрины России?
Для начала отметим, что, как видится, напрасны опасения некоторых экспертов, утверждающих, что развитие авианосной составляющей российского ВМФ приведет к росту напряженности в отношениях с США. Дело в том, что наличие авианосцев, учитывая доминирующее значение стратегических ядерных сил в поддержании баланса с Соединенными Штатами, фактически не меняют соотношение российско-американских сил. Напомним, что именно поэтому противники авианосцев, полагавших необходимым концентрацию финансовых ресурсов на сдерживании США, считали их «непозволительной роскошью». В этой связи отметим, что именно улучшение отношений с Вашингтоном позволяет сейчас выделить деньги на строительство авианосцев.
Дело в другом. У России вновь появились глобальные интересы, которые необходимо обеспечивать даже в отдаленных уголках нашего мира. И вот для этого, а не для противоборства с силами НАТО нужны корабли этого класса. Поэтому остается только пожелать, чтобы мечта легендарного адмирала Кузнецова, который полагал, что наша страна должна располагать сильными авианосными группировками, быстрее воплотилась в жизнь.

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ
15.10.2008



 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©