НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
СЕРГЕЙ ПРИХОДЬКО: ПРОВОДНИК ПРЕЗИДЕНТСКОГО КУРСА
политпортрет
Сразу обозначим проблему: в аналитическом сообществе уже давно циркулируют самые различные сюжеты относительно механизма выработки в России внешней политики. С формальной точки зрения, по существующей в Кремле «Табели о рангах» помощник Президента РФ Сергей Приходько курирует международную политику.

В Кремле, в котором много башен
Сергей Приходько руководит целым управлением, которое укомплектовано опытными сотрудниками. Они готовят аналитические материалы по тем или иным международным проблемам для главы российского государства, высказывают различные предложения, активно участвуют в подготовке зарубежных визитов Президента. Сам Сергей Приходько является «штатным» участником практически всех переговоров с представителями зарубежных государств, которые проводит Президент РФ. Так что функциональное предназначение помощника выходит далеко за рамки чисто технического свойства. Это как в дореволюционное время заместители министров назывались «товарищами».
Бюрократическое преимущество помощника - свободный служебный доступ к главе государства, возможность в личной беседе обсудить ту или иную важную проблему, что позволяет грамотному чиновнику правильно просчитать психологическую реакцию начальника на ту или иную бумагу.
Знатоки утверждают, что помощники Президента РФ – люди со своими взглядами и убеждениями.
В Администрации Президента действительно существуют разные точки зрения на обсуждаемые вопросы. Но нет каких-либо лагерей, о которых любят рассуждать многие западные журналисты. Кто-то отличается более либеральными взглядами, кто-то консерватор. Но все эти споры и дискуссии заканчиваются в кабинете Президента после принятия им конкретного решения. «Если какой-то вопрос мы не можем решить на своем уровне, то идем с этим вопросом к руководителю администрации, - рассказывал, например, Игорь Шувалов, когда он, как и Приходько, работал помощником Президента. - На каждое явление, проблему мы имеем свою точку зрения и ее доказываем... Да, мы разные, спорим, но это нормальный процесс. Если он не в силах его разрешить - тогда идем к Президенту, и он принимает решение».
Тем не менее тот же Шувалов делал не раз заявления по внешней политике относительно отношений России с «восьмеркой», о принятии дополнительных обязательств по помощи африканским странам и многом другом. Все это часто сбивало с толку аналитиков. Например, Сергей Приходько часто говорит о проблемах внешней политики доктринального уровня, что было бы более естественно слышать из уст министра иностранных дел. Это иногда затрудняет попытку позиционировать Россию по той или иной международной проблеме.
Но к этому многие привыкли: в США, например, помощники президента делают практически то же самое. В свое время Сергей Ястржембский следующим образом выстроил иерархию отношений внутри Кремля: «Между мною и помощником Президента по внешней политике Сергеем Приходько нет никакой «китайской стены». Мы обслуживаем Президента в его внешнеполитических контактах. Наше предназначение – быть стыковым механизмом с другими институтами исполнительной власти, прежде всего с МИД, который является координирующей силой во внешней политике. Наличие квалифицированных игроков в этом перенасыщенном пространстве – не минус, а плюс».
Что же касается Сергея Приходько, то он, пожалуй, один из немногих в Кремле, кто работает по специальности: кадровый дипломат, имеет ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. В узком кругу профессионалов его считают одним из лучших специалистов по проблемам стран Восточной Европы, имеющим свой взгляд на этот регион. Следует отметить, что именно Приходько приписывают авторство проводимой в 2004 - 2007 годах «новой политики» в Прибалтике, не увенчавшейся успехом.
Это - чрезвычайно чувствительный регион континента, который имеет свойство быстро реагировать на любые нюансы изменения баланса сил на международной арене. Если СНГ считается для России ближним зарубежьем, то страны Восточной Европы и Прибалтики негласно относят ко второму, западному эшелону обозначенного рубежа. Для российского специалиста по внешней политике этот факт имеет принципиальное значение. Одно дело сотрудничать или вести полемику с малоощущаемым в России англо-саксонским миром, другое - с Восточной Европой и СНГ, где существует тесная историческая, конфессиональная и межэтническая взаимосвязь. Тогда неизбежно проблемы внешних отношений становятся фактором внутренней политики. Поэтому перед российской дипломатией стояла и до сих пор стоит непростая задача: в условиях открытого общества адаптироваться к публичности ведения внешней политики, отказаться от псевдобольшевистского типа «элитарности» в принятии важнейших международных решений, уметь мобилизовать аналитический ресурс страны при смене галса.
Это особенно касается отношений с новыми соседями-государствами ближнего зарубежья, с которыми сохраняются кровнородственные связи. Отсюда необходимость владеть искусством осторожного балансирования между различными «центрами силы», проводить коррекцию по ходу развития событий внешней политики таким образом, чтобы максимально сфокусироваться на защите государственных интересов страны, но и не попустительствовать разрастанию в этих государствах негативных тенденций. Поэтому от тех дипломатов, которые входят в ближайшее окружение Президента РФ, от их сплоченности и одновременно – прислушивания к мнению лучших экспертов зависит очень многое в определении главных приоритетов во внешней политике страны.
13 мая 2008 года Дмитрий Медведев своим Указом назначил Приходько одним из шести помощников Президента РФ . СМИ считают Приходько одним из наиболее влиятельных чиновников в Администрации Президента: именно он принимает активное участие в выработке наиболее важных решений при контактах с иностранными правительствами. Кроме того, по мнению отдельных аналитиков, в сфере его компетенции остаются вопросы о поставках за рубеж российского оружия.

От Братиславы до Женевы
Когда к власти в США пришла администрация республиканцев Джорджа Буша, стало ясно, что во взаимоотношениях между Россией и США наступает эпоха перемен. В те дни помощник Президента РФ Сергей Приходько сделал любопытное заявление: «Россия нацелена на стратегическое взаимодействие с США и не будет реагировать на вопли слабонервных, готовых выпячивать объективные сложности». Тогда российская дипломатия прорабатывала варианты организации первой встречи между Джорджем Бушем и Владимиром Путиным. Аналитики считают не случайным то, что первая такая встреча состоялась 16 июня 2001 года в Восточной Европе - в столице Словении Любляне. В этой «операции» активную роль сыграл именно Сергей Приходько, хотя он отказался уточнить журналистам, кто именно первым предложил провести такую встречу, заметив только, что «этот вариант понравился обеим сторонам».
Затем Кремлю удалось второй раз сыграть на «старой площадке»: организовать в феврале 2005 года тринадцатую по счету, но опять-таки первую после избрания Джорджа Буша на второй срок встречу в Братиславе – столице Словакии. По оценке аналитиков, эти встречи лидеров двух государств считаются «прорывными» с точки зрения налаживания личных контактов и доверительных отношений между лидерами России и США. В те дни Сергей Приходько, о котором стали писать на Западе как о «главном архитекторе российской внешней политики», заявлял, что «цель России - сделать регулярный диалог с США интенсивным, откровенным, доверительным и прагматичным».
Но при этом он признал, что «объемы этого стратегического взаимодействия зависят не только от американцев, но и от нас самих (России), от того, насколько у нас сильна экономика, насколько мы вовлечены в международное сообщество, от того, насколько наши подходы к различным проблемам - внешним и внутренним - понятны и транспарентны для партнеров». Более того, по его словам, «Кремль и Белый дом обменялись блоками предложений по повестке дня переговоров. На 85, а, может быть, даже на 90 процентов эти блоки совпадали. Важно было и то, что стороны отказались от так называемых перекрестных вопросов или дискуссий, к которым они не считали себя готовыми. Это был «звездный час» в российско-американских отношениях.
Тем не менее диалог между Москвой и Вашингтоном, столь успешно начавшийся в Любляне, закончился в августе 2008 года кавказским кризисом и появлением сложнейших проблем в двусторонних отношениях. Почему такое произошло и какая из сторон решила отступить от принятых «правил игры», выяснят в будущем историки.
А на днях помощник недавно избранного Президента РФ Дмитрия Медведева Сергей Приходько, комментируя начало переговоров в Женеве по вопросам безопасности Южной Осетии и Абхазии, сделал резкое замечание: «Россия там будет, Грузия тоже будет, Евросоюз. Если американцы захотят принять участие в консультациях, то пусть ответственность свою несут». Сергей Приходько также напомнил, что Президент Дмитрий Медведев озвучил позицию российской стороны по этому поводу еще на переговорах в Москве с президентом Франции Николя Саркози. То есть начало президентского срока Дмитрия Медведева совпало с активизацией европейского вектора российской внешней политики, а с США приходится все начинать чуть ли не с «чистого листа».
Другими словами, как считают западные аналитики, тактическую смену векторов в российской внешней политике, которая произошла во время второго срока президентства Владимира Путина, легче всего объяснить на уровне отдельных элементов действий, а не системы в целом.
Если порядок выработки и принятия решений по таким вопросам, как, например, признание независимости Южной Осетии и Абхазии, явилось только «вынужденной мерой», спровоцированной военной агрессией Грузии, то трудно говорить о системности российской внешней политики на постсоветском пространстве. Поэтому Сергею Приходько пришлось приложить немало усилий для того, чтобы после кавказского кризиса сохранить существующие форматы диалога России с ЕС.
В целом же помощник Президента РФ понимает, что Россия будет в состоянии выстраивать полноценные равноправные отношения с внешним миром только через свое экономическое возрождение, разумную достаточность в обороне. Вот почему приходится действовать тандемом: Медведев - Путин, Приходько - Лавров. Понятно и то, что наблюдая со стороны непростые процессы формирования российской внешней политики, необходимо их оценивать прежде всего с учетом тех трудностей, которые переживает молодое российское государство на этапе своего нового становления. Главное - сохранить желание и способность мыслить государственными категориями и с успехом бороться за страну.

Сергей ВЛАДИМИРОВ
26.11.2008


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©