НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Фильм для НАТО про лесных братьев снял эсэсовец из детского сада

Ещё не утих скандал с размещением на сайте НАТО фильма «Лесные братья. Сражение за Балтию», в котором в позитивном ключе показаны нацистские коллаборационисты в военных кепи Вермахта и с германским оружием в руках, как стали известны новые сенсационные подробности. Подробнее »

 
ФЕОФАН, АРХИЕПИСКОП СТАВРОПОЛЬСКИЙ И ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ: НЕЛЬЗЯ УСУГУБЛЯТЬ ТРЕЩИНЫ В МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ ЕЩЕ И ЦЕРКОВНЫМИ ПРОТИВОРЕЧИЯМИ
интервью
Так уж получается, что архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, встречаясь с журналистами, часто бывает вынужденным говорить не только о своем архиерейском служении на Ставропольской кафедре, но и о политике. Видимо, иначе и быть не может, поскольку Владыка живет и работает на Северном Кавказе, регионе, чрезвычайно чувствительном к геополитическим «ветрам» и действиям различных международных и региональных сил как конфессионального, так и политического свойства. В этом смысле не стала исключением и его беседа со специальными корреспондентами «РВ».

- Владыка, как вы оцениваете ситуацию, которая складывается сейчас на Северном Кавказе с точки зрения положения православия?
- За время своего служения на Ставропольской кафедре многое довелось пережить. Были и радости, были и скорби. Как можно забыть взрыв электрички в Ессентуках, повлекший десятки невинных жертв. А потом — Беслан, трагедия, разделившая жизнь «до Беслана» и «после». Но довелось пережить и неповторимую радость одновременного крещения в Осетии около тысячи человек! Удивительные ощущения испытываешь, глядя на это поистине грандиозное духовное событие, величественное и трогательное в деталях, когда крещение принимали 90-летняя прапрабабушка и ее годовалый внучок!
Было сделано еще светлое дело: появился летний лагерь совместного для православной и мусульманской молодежи отдыха, в котором нашла отражение идея государственного значения — все мы дети одной России, добрые соседи и сограждане. Хочу отметить, например, еще одно важнейшее событие: появление в Нальчике собора святой равноапостольной Марии Магдалины. Красивейший храм! Такого и в Центральной России сегодня не сыщешь. Его возведение началось три года назад. Затем стройка была заморожена. Но при содействии президента Кабардино-Балкарии Арсена Конокова храм был достроен и освящен.
Строится храм в Ингушетии и в Карачаево-Черкесии. Возобновляется церковная жизнь в Чечне. На Северном Кавказе мусульмане и православные живут бок о бок. В любом доме, буквально на каждой лестничной площадке они соседи. Но если дверь соседа будет китайской стеной, отделяющей его религиозный и культурный мир, то это очень плохо. Мы должны знать друг друга, чтобы, с одной стороны, уважительно относиться к вере, культуре, традиции, а с другой – чтобы не обижать и не ранить друг друга.
У православных и у мусульман, – много общих проблем. Постоянное противостояние – это не норма жизни, это аномалия. Ни Коран, ни Библия этому не учат, а учат этому люди, которые спекулируют на религии в своих нечистоплотных целях, пользуясь человеческим невежеством, сея раздор и вражду. Ведь и в православии, и в исламе человек является высочайшей ценностью, образом Божиим и, соответственно, требует очень уважительного и бережного отношения.
Но проблема заключается в том, что у многих православие ассоциируется, прежде всего, со славянским населением. Поэтому должен признать, что, несмотря на усилия властей, отток русского населения из республик Северного Кавказа продолжается. Понятно, что люди бросают родные дома не от хорошей жизни, и дело здесь не только в экономических трудностях. Но надо отдать должное президентам республик Северного Кавказа, в частности, главе Кабардино-Балкарии Арсену Конокову, которые делают многое для того, чтобы изменить ситуацию в этом отношении.
Кстати, лично об остроте этой проблемы я говорил Президенту России Дмитрию Медведеву. У нас на Северном Кавказе это вопрос геополитики! Создание на Северном Кавказе моноэтнических республик, точно также, как и превращение так называемой исторической России в моноэтнические государство, это - путь в некуда. И хотя принято говорить, что церковь - вне политики, однако она не отделима от жизни общества. Сегодня именно религия может во многом взять на себя заботу о нравственном здоровье общества, внести свой вклад в развитие стабильной и процветающей России. Поэтому очень символично то, что именно представители православия и ислама, стремясь к диалогу, ищут пути к взаимопониманию и согласию.

- Сейчас у многих на устах последствия так называемого кавказского кризиса с точки зрения взаимоотношений между РПЦ и Грузинской православной церковью. Как бы вы оценили эту проблему, если, конечно, она действительно существует?
- Начну с того, что существует каноническая территория Грузинской православной церкви. Поэтому Русская православная церковь с уважением относится к этому положению канонического права. В этой связи нам часто задают вопрос: «Почему РПЦ вслед за политическим решением российского руководства о признании независимости Южной Осетии и Абхазии, не пошла, так сказать, «в ногу»? Но идти по такому сценарию православному миру - это ломать дрова на собственном пути. Православная церковь основана на здоровом консерватизме, на традициях и канонах, уважении православного единства. У РПЦ нет желания усугублять трещины в межгосударственных отношениях еще и церковными противоречиями. Да и потом политики приходят и уходят, а народы остаются. Мудрость народов гораздо шире.
Другое дело, что грузинское духовенство по известным причинам сейчас не может быть в Абхазии и Южной Осетии, не может осуществлять свою пасторскую деятельность, и тогда возникает вопрос: а как же с реальными духовными нуждами людей, кто будет вести народ духовно, кто будет совершать таинства, крестить детей, причащать, исповедовать, венчать, отпевать? Это же ведь проблемы каждодневной жизни. Поэтому главное – уметь сочетать, с одной стороны, уважение к каноническому порядку, с другой стороны, удовлетворение реальных пасторских потребностей абхазского и южноосетинского народа. И одна из задач, которые сегодня стоят между нашими церквами, заключается в том, чтобы найти какую-то временную, переходную модель, которая бы обеспечила и решение пасторских задач, и не привела бы к осложнению отношений между Грузинской церковью и Русской церковью. А эти отношения сегодня имеют очень большое значение, в том числе и для отношений между нашими братскими православными народами.
Что же касается политики, то, на мой взгляд, в Грузии необходимо расширять русскоязычное пространство. Только через этот «русский мост» возможен мир и совместное развитие.

- Как у вас складываются личные отношения с католикосом – патриархом Грузии Илией Вторым?
- Мы лично давно и близко знакомы и у нас сложились очень доброжелательные отношения. Он учился в Москве. Как-то я достал из архива одну старую фотографию, на которой мы были запечатлены вместе, где-то около 30 лет назад. Тогда его только что избрали патриархом Грузии, и он прибыл с миссией в Иерусалим, где я тогда служил в Русской духовной миссии.
Но особенным знаком для РПЦ стало то, что католикос-патриарх Грузии Илия Второй прибыл на похороны патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, совершал панихиды, принимал участие во всех необходимых по такому поводу мероприятиях. Диалог с братской Грузинской православной церковью продолжается. Но он основывается не на политике, а на нормах канонического права Поместных православных церквей. На основе канонического права и будет решаться вопрос о духовном окормлении Южной Осетии и Абхазии.

- В этой связи мы не может не отметить, что после московской миссии католикоса - патриарха Грузинской православной церкви некоторые СМИ стали утверждать, что именно по церковной линии возможно начало политического диалога между Россией и Грузией после трагического кавказского конфликта. Что вы думаете по этому поводу?
- Мне вообще странно слышать об этом. Российский и грузинский народы никогда не разъединялись, их историческая память сохранила вековую дружбу и добрососедство, близкое соучастие в жизни друг друга. Политики типа Михаила Саакашвили скоро исчезнут с политической сцены. У нас много общих исторических символов, высвечивающих и определяющих наш общий путь. Действия церквей должны быть мостом для сохранения исторических традиций добрых отношений между народами России и Грузии.
Церковь по природе своей призвана к миротворческой миссии. Вы должны понять самое важное: церкви объединяют народы, которые могут по разным причинам и обстоятельствам проживать в разных государствах. Поэтому ее лидеры должны сближать народы, а не разъединять их. То, что хотел сделать Саакашвили и главные режиссеры, которые стоят за ним, — это вырыть пропасть между народами России и Грузии. Думаю, что такое не удастся. В то же время мы ни в коем случае не должны впадать в, может быть, даже имеющие под собой основание эмоции и кавказский конфликт доводить до водораздела между нашими народами. Это то, чего хотели бы режиссеры данной катастрофы. У русских и грузин слишком много общего — не десятилетия, а века, когда Россия защищала целостность и интересы грузинского народа. Поэтому ни в коем случае мы не должны допускать внутри страны грузинофобии. С Саакашвили - не весь грузинский народ.

- И все же, Владыка, ведь фактор раскола внутри православного мира существует. Мы были свидетелями того, как Киев пытался, например, в своих политических интересах разыграть «карту» Патриарха Константинопольского. Что вы скажете по этому поводу?
- Все просто и банально. Некоторые политические силы пытаются использовать православную церковь в качестве инструмента для преследования своих корыстных целей. На этом направлении активно действует Запад, особенно США, через Константинополь. Но в том-то мудрость и сила православия, что на этот «соблазн» Константинополь не идет. Посмотрите, сколько шума было вокруг празднования на Украине 1200-летия принятия Русью христианства. Шла целенаправленная дискредитация Украинской православной церкви Московского Патриархата. Например, телеканал «1+1» противопоставлял одного Патриарха другому - Патриарха Московского Алексия и Патриарха Константинопольского Варфоломея. Один Патриарх плохой, другой – хороший. Один – друг Украине, другой – враг Украине. И это – вместо того, чтобы подчеркнуть консолидирующий характер праздника. Более того, визит в Киев Константинопольского Патриарха Варфоломея некоторые стремились представить в качестве какого-то политического акта, хотя сам Варфоломей заявлял, что едет просто для того, чтобы «разделить общую радость.

- РПЦ накануне выборов нового патриарха Московского и всея Руси. Ожидаете ли вы каких-либо перемен в жизни Русской православной церкви?
- Если бы жизнь церкви менялась с каждым новым патриархом, то она не была бы церковью. Патриархи приходят и уходят, хотя личность главы церкви, как и главы любого государства, накладывает определенный отпечаток на жизнедеятельность возглавляемого церковного или политического института. Но запомните одну принципиально важную вещь - главой церкви является Христос, а он знает, как руководить своей паствой.

Беседовали Станислав ТАРАСОВ и Дмитрий ЕРМОЛАЕВ
24.12.2008





 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©