НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
ДИАЛОГ С «ЧИСТОГО ЛИСТА»
Мюнхен не стал продолжением Давоса
Проходившую в столице Баварии Международную конференцию по безопасности часто называют «военно-политическим Давосом». Этот форум появился в 1962 году и с того времени считался местом ежегодных встреч высокопоставленных политиков, дипломатов и военных.

Дебют новой дипломатии
На этот раз в Мюнхен прибыли около 250 участников из более чем 50 стран, включая нескольких президентов и почти 40 министров. Но главной особенностью нынешнего форума явилось то, что в его работе приняли участие высокопоставленный представитель новой американской администрации вице-президент Джозеф Байден и считавшийся до недавнего времени на Западе «президентским преемником» нынешний вице-премьер Сергей Иванов. Немецкая сторона усматривала в этом главную интригу. Новый председатель конференции, посол Германии Вольфганг Ишингер, сообщал, что одним из основных вопросов, которые будут обсуждаться на конференции, - это отношения между США и Россией, Западной Европой и Россией после конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 года.
Больше всего ждали новостей, конечно, от Байдена, которого в поездке в Германию сопровождал советник президента по национальной безопасности Джеймс Джонс. Учитывая, что накануне Вашингтон заявлял, что уже приступил к ревизии всего спектра своей внешнеполитической стратегии, и призвал союзников по НАТО сделать то же, многие с большой заинтересованностью ждали важных новостей именно из американского лагеря. Так оно и получилось.
Байден оказался предельно лаконичным. Тем не менее в своем выступлении на конференции он сделал ряд громких заявлений. Во-первых, о готовности администрации президента Барака Обамы начать отношения с Россией с чистого листа. Выражаясь его словами, «пришло время нажать на кнопку «перезагрузка».
В первую очередь, это касается, конечно, возобновлении процедуры верификации сокращения ядерных арсеналов России и США, предусмотренные истекающим в декабре этого года Договором СНВ-1.
Во-вторых, на конференции Байден заявил, что США продолжат расширение противоракетной обороны в Европе, однако будут уделять большее внимание стоимости и эффективности системы. Но этот процесс будет сопровождаться консультациями с НАТО и Россией.
В-третьих, США не будут во всем соглашаться с Россией и не допустят превращения самопровозглашенных и признанных Москвой Абхазии и Южной Осетии в «зону влияния России».
Следует отметить, что выступление вице-президента США Байдена в Мюнхене тут же вызвало неоднозначную реакцию в консервативных кругах США. Влиятельный республиканский исследовательский центр The Heritage Foundation опубликовал статью с резкой критикой этой речи, назвав ее слабейшей за последнее время и не отражающей интересы самой мощной державы на земле. Особое возмущение автора статьи вызвали высказывания Байдена в отношении политики США на российском направлении, а желание команды Барака Обамы начать переговоры с Москвой по поводу размещения элементов ПРО в Европе названо опасным прецедентом.
Автор статьи также недоволен отсутствием в речи упоминаний о поддержке со стороны США устремлений Тбилиси и Киева по вступлению в НАТО, а также осуждения России за военные действия в отношении Грузии. Предложение Байдена «перезагрузить компьютер» в отношениях с Москвой оценено как наивное и рискованное для новой администрации США.

Россия ответила Байдену
В принципе, позиция российской стороны, озвученная вице-премьером Сергеем Ивановым, в основном состояла тоже из тезисов, что и у Байдена. Москва готова к выработке нового договора о контроле над ядерным вооружением. Но она по-прежнему против реализации планов США по развертыванию третьего позиционного района ПРО в Европе, поскольку данные объекты стали бы «частью американской стратегической инфраструктуры, направленной на сдерживание российского ракетно-ядерного потенциала». Поэтому высказана идея нового соглашения, которое включает, в частности, запрет на размещение стратегических наступательных вооружений за пределами национальных территорий и запрет на милитаризацию космоса.
Но главное, конечно, обсуждалось в ходе личных переговоров Байдена и Иванова. По их итогам администрация США дала явный сигнал возобновить диалог с Россией буквально по всем вопросам, представляющим взаимный интерес. Этот сигнал был услышан, констатировал глава российской делегации. «Какие бы мы проблемы ни взяли - это и климат, и мировой финансовый кризис, и Афганистан, и иранская ядерная программа, - так или иначе есть поле для взаимодействия между Россией и США», - отметил вице-премьер.
Но дело не только в этом. На сей раз Вашингтон в выстраивании диалога с Москвой не чурался своих союзников. Если, например, заработает тезис верховного представителя Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы, гласящий о том, что Россия должна стать одной из главных опор европейской безопасности, то решение проблемы ПРО может приобрести самые различные сценарии, вплоть до подключения России к созданию совместной с Западом системы глобальной безопасности. Тем более, что Солана призвал внимательно изучить предложения российского Президента Дмитрия Медведева по новой архитектуре европейской безопасности и отнестись к ним серьезно. Примечательно и то, что в том же духе высказались в Мюнхене канцлер Германии Ангела Меркель, генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер и президент Франции Николя Саркози.
Причем тут на руку может сработать и фактор сотрудничества НАТО с Россией в Афганистане. Не случайно Байден решил вспомнить о том, как в свое время Россия предупреждала об опасности движения «Талибан» и «Аль-Каиды» в Афганистане. Примечательно и то, что Байдену на этом поле «подыграл» и генсек НАТО, который сообщил, что идет активное обсуждение вопроса создания транспортного коридора через территорию России и других стран для снабжения войск альянса в Афганистане. Тем более, что накануне Киргизия приняла решение о закрытие американской военной базы «Манас», а ОДКБ начал трансформироваться в военно-политический союз.

Слушали слова, посмотрим на дела
Конечно, делать на основе выступлений Байдена и Иванова сенсационные выводы о «прорыве» в российско-американских отношениях еще рано. Эксперты обеих сторон пока тщательно изучают прозвучавшие в Мюнхене идеи и намечающиеся подходы к их реализации. Отсюда множество противоречивых оценок и комментариев различных экспертов. Одни, например, считают, что выступление вице-президента США на Мюнхенской конференции дает основание ожидать новшеств в поведении Америки по отношению к зарубежным партнерам, поскольку в ней содержится много намеков и ассоциаций, из которых можно сделать выводы, что в американской внешней политике возможны новые акценты.
При этом нельзя исключать и того, что Байден решил по-своему «отыграть партию» на «площадке Мюнхена», как это сделал в 2007 году тогдашний глава российского государства Владимир Путин. Его доклад и прогнозы, прозвучавшие тогда, вызвали множество комментариев в России и за ее рубежами.
Напомним, что речь тогда шла о последствиях продвижения НАТО на Восток для отношений России с Западом, «цветных революций» на постсоветском пространстве, решений США разместить в Чехии и в Польше элементы своей системы ПРО. Помимо этого, Путин затрагивал вопрос о статусе Косово, делал заявления по поводу ядерной программы Ирана и критиковал деятельность ОБСЕ.
Не случайно некоторые немецкие комментаторы условно назвали это выступление «разворотом над Мюнхеном», так как концентрация «мощного русского посыла» для многих оказалась неожиданной и загадочной.
Прошло всего два года, и Запад убедился, что такая обеспокоенность Москвы родилась не на пустом месте. Она оперировала достоверной информацией и грамотными прогнозами относительно хода международных событий, что стало очевидно после того, когда Запад стал выстраивать на постсоветском пространстве антироссийские «блоки» и «союзы», спровоцировал «кавказский кризис» и, как выясняется сейчас, оказался причастным даже к недавнему «газовому спору» России с Украиной.
Поэтому накануне нынешнего 45-го международного форума в Мюнхене многие гадали, приедет ли на него Путин. «Он мог бы сыграть «партию» политического реванша,- подмечала германская газета «Цайт», - стать гуру, которому мало кто сегодня в Европе мог бы серьезно возразить».
Но Путин в Мюнхен не поехал. На сей раз он предпочел принять участие в международном экономическом форуме в Давосе, где ему практически удалось повторить «мюнхенский эффект».
«Мировой кризис произошел в результате низкого качества регулирования сложившейся финансовой системы. Среди причин - неоправданно раздутые аппетиты корпораций относительно постоянно растущего спроса и непропорциональное распределение генерируемого благосостояния как внутри стран между слоями населения, так и различными странами и регионами мира», - констатировал глава российского правительства. По мнению Путина, только создание новых финансовых центров позволит выстроить более справедливую и эффективную мировую экономическую архитектуру.
Но в Давосе, как известно, на сей раз не было представителей новой американской администрации. Они были заняты разработкой планов по выводу национальной экономики из кризиса, а «принимать удары» за ошибки администрации Джорджа Буша, политику которого они сами критикуют, не было резона. Гораздо эффективнее и перспективнее презентовать свои проекты, особенно в том случае, если уже имеются серьезные наработки. К тому же сам Байден уделил этой сфере деятельности не один год и хорошо знаком с ее официальной и закулисной стороной. Он понимает, что при желании по-настоящему выстроить отношения с каким-либо государством бывает, порой, достаточно одного жеста доброй воли. В национальной, да и в мировой экономике на смену тенденций могут уйти годы. Тем не менее синергетика мировых международных отношений и мировой экономики способна дать достаточно серьезный эффект, поскольку враждовать в одном и дружить в другом в мировой практике редко кому удавалось. Вот почему российско-американские переговоры в формате Мюнхенской международной конференции имеют потенциал стать «знаковым» явлением в период выхода на сцену мировой политики администрации Барака Обамы.
В то же время отметим, что пока речь идет всего лишь о предположениях, которых сейчас множество. Например, одни эксперты считают, что пока выступление вице-президента США и его переговоры с вице-премьером России не имеют самостоятельного политического значения и являются всего лишь предисловием к новой новелле.
Другие наоборот, акцентируя внимание на декларированную Байденом ставку на политико-дипломатическое урегулирование имеющихся острых международных проблем, прогнозируют наступление «эры тонкой закулисной дипломатии», в которой «способен победить только профессионал». Поэтому сейчас в западной печати много пишут и о так называемом «мюнхенском дебюте» Иванова, который имеет репутацию профессионального знатока проблем безопасности.
Но это пока одни только слова. Тем не менее даже они создают благоприятный политический фон, который необходим для положительной работы саммита «двадцатки» в Лондоне по решению проблем мирового кризиса, который состоится 2 апреля. Именно там должна состояться личная встреча двух глав государств Барака Обамы и Дмитрия Медведева. Так что ждать осталось недолго.

Станислав ГЯНДЖИНСКИЙ
11.02.2009



 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©