НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
ДИСКУССИЯ БЕЗ ОППОНЕНТОВ
эстонские историки отказались обсуждать с российским коллегой «советскую оккупацию»
В конце марта 2009 года Таллин по приглашению международного медиа-клуба «Импрессум» посетил директор фонда «Историческая память» Александр Дюков. В эстонской столице он провел презентацию своей книги «Депортации в Эстонии: как это было на самом деле». Это второе, переработанное издание книги, ранее вышедшей в 2007 году при поддержке информационного агентства REGNUM. Публичная дискуссия, организованная клубом «Импрессум», вызвала повышенный интерес со стороны местной общественности. Зал конференц-центра не смог вместить всех желающих, а публикации о презентации появились практически во всех эстонских СМИ. Корреспондент «РВ» попросил Дюкова рассказать о самых острых эпизодах своей книги.

- Проблемные страницы общего прошлого давно стали камнем преткновения между Россией и Эстонией. Почему российские и эстонские историки не могут прийти к общему мнению?
- Прежде всего, хотел бы отметить, что существуют неустранимые национальные симпатии и антипатии, от которых не может быть свободен ни один историк — ни русский, ни эстонский. Следует понимать, что российский образ прошлого всегда будет отличаться от эстонского образа прошлого, и в этом нет ничего кошмарного. Однако если бы дело было лишь в неизбежной национальной субъективности историков, то таких серьезных проблем, какие имеют место сегодня в отношениях между Россией и Эстонией, не возникало бы. После распада Советского Союза в Эстонии (как и остальных республиках Прибалтики) были искусственно выстроены мифы о «советском геноциде» и «советской оккупации». Они не имели никакого отношения к исторической науке, историческому знанию; их создали в прагматических политических целях — для формирования новой, «несоветской», национальной идентичности. А потом, после вступления Прибалтики в НАТО и ЕС, эти мифы стали использовать в качестве орудия международной политики, направленной на конфронтацию с нашей страной.

- И как это повлияло на историческую науку в Эстонии?
- Катастрофически. Подобно тому, как советским историкам приходилось укладывать свои научные изыскания в прокрустово ложе партийных концепций и инструкций, современным эстонским историкам пришлось работать в жестко заданных рамках искусственно сконструированных мифов, то есть заниматься не изучением прошлого, а обоснованием утвержденных властями концепций. А сделать это без помощи той или иной доли прямых фальсификаций оказалось невозможно. Характерно, что официальные эстонские историки на дискуссию с российскими оппонентами не идут. На презентацию моей книги были приглашены Томас Хийо и Март Лаар. Оба отказались участвовать в дискуссии под абсолютно надуманными предлогами. Хийо обосновал свой отказ тем, что изначально встреча планировалась в Доме учителя, а позже было решено провести ее в гостинице «Олимпия». И это, дескать, обман. Лаар отказался участвовать в дискуссии «в связи с занятостью». При этом мы с ним буквально на полчаса разминулись в студии телеканала TVN. Все это наглядно свидетельствует о слабости официальной концепции «советского геноцида».

- В Таллине утверждают, что Россия игнорирует трагические страницы общего прошлого. Например, 60-летняя годовщина депортации 1949 года прошла в России практически незамеченной.
- Это достаточно странное утверждение. Публикация моей книги на эстонском языке была как раз приурочена к этой трагической дате. Буквально на днях из печати выйдет еще одно издание нашего фонда — книга «Милость к падшим: Советские репрессии против нацистских пособников в Прибалтике». Правозащитный центр «Мемориал», который при всем желании невозможно обвинить в симпатиях к советскому строю, на прошлой неделе опубликовал заявление о правовой квалификации депортации 1949 года. В нем, кстати говоря, прямо заявлено, что депортация не может быть квалифицирована ни как акт геноцида, ни как военное преступление. Естественно, этот подрывающий основы мифа о «советском геноциде» вывод в Эстонии замалчивают — он слишком неприятен. Подходы к истории, практикующиеся в Эстонии, до боли напоминают советские методы борьбы с «фальсификаторами истории». Тут и замалчивание «неприятных» фактов, и нежелание вступать в дискуссию, и шельмование оппонента. Помните «Дракона» Евгения Шварца? «Я не виноват, меня так учили! - Всех учили, но зачем ты стал первым учеником?» В эстонском историописании сейчас правят бал именно «первые ученики», вышколенные по лекалам позднесоветского и антисоветского агитпропа.

Беседовал Антон ПОДОЛЬСКИЙ
01.04.2009


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©