НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Три парада – три Украины

Выходные на Украине ознаменовались двумя парадами, в субботу неонацистов в Мариуполе и в воскресенье представителей ЛГБТ в Киеве.
Подробнее »

 
«КРИЗИС — ВРЕМЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. РОССИЯ — ВЕЧНА!»
интервью
О развитии культуры в современной Польше и о взаимодействии польской и русской культур рассказывает в эксклюзивном интервью «РВ» Его Превосходительство Посол Республики Польша в Российской Федерации г-н Ежи Бар.

- Господин Ежи Бар, насколько хорошо поляки знают российскую культуру?

- У нас интерес к российской культуре – определенная традиция. И сегодня это тоже видно. Особенно в последние годы все чаще ощущается желание углубить знание российской культуры, что проявляется, например, в стремлении изучить русский язык, которого сегодняшнее поколение в большинстве своем не знает. Особым интересом пользуется в Польше современное русское кино, хотя конечно, с другой стороны, у нас так же, как и в России, классика имеет большое значение и своих почитателей. Так, например, фильмы Сергея Бондарчука или Андрея Тарковского всегда найдут свою публику. Такой же интерес мы ощущаем с российской стороны к нам: за последнее время большое количество книг польских авторов, в том числе современных, переведено на русский язык. Такую же тенденцию мы наблюдаем в Польше, где выходит довольно много переводов книг русских авторов. В этом смысле сделан большой шаг вперед. Но у меня есть ощущение, что этого обмена все-таки мало. Чего нам не хватает – это определенной (в хорошем смысле этого слова) пропаганды, информации и определенных импульсов на поощрение культурного обмена между Польшей и Россией. Но на этом поприще в Москве хорошо и активно работает Польский Культурный центр при посольстве, куда я всех сердечно приглашаю.

- Кто из российских деятелей культуры сейчас особенно популярен в Польше?

- Очень часто у нас бывает Виктор Ерофеев, который, кстати, вскоре получит Диплом министров иностранных дел Польши и России «За вклад в развитие польско-российских культурных связей». По инициативе российской стороны в этом году диплом получает Барбара Брыльска. Присуждение этой награды – ежегодная традиция, начало которой было положено в конце 90-х годов. Потом наступил перерыв, но сейчас все возвращается на круги своя. В прошлом году наша страна присудила диплом Никите Михалкову, а Россия – польскому актеру Войцеху Семёну, которого хорошо помнит особенно старшее поколение.

- Каково соотношение сегодня современного и классического искусства в Польше?

- Конечно, сегодня есть проблема общего характера. Можно сказать, что публика как ваша, так и наша лучше знает тех мастеров, которые были известны когда-то, и сейчас чувствуется, что нынешнее поколение плохо ориентируется в творчестве своих современников. Мы всегда рады классике. К примеру, Кшиштоф Пендерецкий, приезжая в Россию, всегда находит здесь чудесную публику, и он всегда любит посещать Россию. Это очень современный композитор, но в то же время – классик мирового масштаба. С другой стороны, недавно прошедшие презентации польского кино в рамках кинофестиваля «Висла» показали, что появились и новые имена. И нам бы хотелось, чтобы при помощи вашей или нашей кинематографии получилось бы представить наши страны такими, какие они есть именно сегодня, потому что это само по себе невероятно интересно и поучительно.

- Есть ли в Польше какие-нибудь художественные галереи, специализирующиеся на показе работ русских художников?

- Специальных таких галерей у нас не помню. Есть русские художники, которые стремятся выставлять свои работы в разных галереях, что особо заметно в Варшаве, в Гданьске, в меньшей степени в Кракове. В Лодзи открыт Музей современного искусства, находящийся в чудесно недавно отреставрированных помещениях бывшего текстильного завода. В этом музее два или три года назад состоялась довольно большая выставка Ильи Кабакова. Хотя и нет русских галерей, но есть книжные магазины, где акцент ставится на продажу книг ваших авторов, на русскую литературу. Я помню такой магазин в центре Варшавы и его приятное название: «Самовар».

- Каково соотношение классического искусства и поп-культуры в Польше?

- Характер современной культуры и современного общества таков, что предпочтение отдается поп-культуре. Эти явления в Польше схожи с Россией. Так, если ты хочешь посмотреть хорошую передачу из области так называемой «высшей культуры», тебе надо ждать до 23.30 - 24.00. И я бы сказал, что здесь хорошее вытеснено плохим. Кстати, еще Николай Коперник, который был не только известным астрономом, но и отличным финансистом, уже тогда, в средние века, сформулировал правило: «плохие деньги вытесняют хорошие». То же самое касается культуры.

Если речь об искусстве, я не хочу славить лишь классику, а современное искусство видеть на дальнем плане. Как раз наоборот. В это «докризисное время» оказалось, что количество галерей и мест, где можно увидеть современное искусство, увеличилось. Появились места, специализирующиеся на показе произведений такого типа, которых раньше не было. В Варшаве, например, – это замок Уяздовски.

До того, как мы вошли в Евросоюз, у нас часто не хватало денег на современное искусство. Сейчас ситуация такова: с одной стороны, западноевропейская мода на современное искусство переходит и на нас, а с другой – появились фонды и средства. И сегодня появляются новые, архитектурно интересные здания. Сейчас, скажем, строят филармонию в Белостоке. Предполагается, что это будет очень красивое, очень современное здание, с великолепно оснащенным концертным залом и даже с какими-то садами на крышах. А ведь Белосток никогда не являлся центром музыки европейского масштаба. Правда, за исключением народного еврейского творчества, которое там процветало до Второй мировой войны, когда разные исполнители музицировали по дворам и ресторанам. Но в современной Польше такой же популярностью, как еврейская и, конечно же, наша региональная музыка, пользуется музыка средиземноморская, балканская или скандинавская. Более того – ее широко используют современные композиторы, которые на основании фольклора сочиняют новые композиции.

Появились филармонии в Лодзи, в Гданьске, строятся музеи. В столице в последние годы был построен Музей Варшавского восстания, который сегодня является обязательным пунктом программы каждой экскурсии. Вообще в Польше наших дней вы заметите огромный прогресс по сравнению с тем, что было, например, 20 лет тому назад. Этот прогресс виден не только в столице или в больших городах, но также в небольших местностях. Один из самых ярких примеров «модернизации» деревни – мощеные уличные тротуары. Их строят везде и мостят одинаковой плиткой. Звучит смешно, но жители наших деревень – может быть, после сотен лет, когда они бродили по болоту, с сухими ногами ходят в магазин, где все можно купить, к соседке, где все можно узнать, и в церковь.

- А финансируется ли государством поп-культура в Польше?

- У нас нет традиции праздновать так пышно юбилеи эстрадных звезд по сравнению с тем, как это делается в России. Но в целом характеристика нашей поп-культуры очень похожа на вашу. Есть, например, популярное танцевальное шоу. С другой стороны, что касается классической культуры – известно, что поляки просто обожают старину и ее памятники. Думаю, можно было бы посвятить отдельную главу рассказу о том, как мы отстраивали нашу разрушенную послевоенную Польшу. А в последнее время все чаще появляются постройки, стилизованные под старину, например, усадьбы, гостиные дома. В принципе, у нас поп-культура не финансируется государством, ее поддерживают разные чисто коммерческие учреждения. Яркий пример – ежегодный фестиваль польской песни в Ополе, что в Силезии. Его организует телевидение и спонсоры. Вот в этом году впервые приглашенные исполнители сами оплачивают проживание в гостинице. А то, что связано с классическим искусством, проведением каких-нибудь крупных программ, конечно, частично финансируется государством. Хотя, естественно, есть даты, имеющие для, так сказать, официальной культуры, особое значение. Это, в том числе, годовщина Шопена. В следующем году Польша, да и весь мир, готовится отпраздновать 200 лет со дня его рождения. Важно отметить и другие даты – в этом году исполняется 70 лет с начала Второй мировой войны, а также 20 лет с момента проведения первых послевоенных демократических выборов в Польше в 1989 году. Программы, связанные с этими юбилеями, конечно, финансируются государством.

- Отразился ли экономический кризис на культуре в Польше?

- Думаю, нет – количество зрителей в наших театрах и концертных залах, в музеях не уменьшилось, что было запланировано – будет реализовано. К примеру, в прошлом году в Польше было снято 62 художественных фильма. В этом году намечено столько же. Причем подавляющее их большинство получают государственную поддержку в большей или меньшей степени. Никто не говорит о закрытии крупных программ. Конечно, никто не знает, какой будет дальнейшая динамика кризиса. Если он, не дай Бог, углубится, это без сомнения отразится на каждой сфере. Интересно, что кризис не сказался на туризме, хотя заметна тенденция, что люди, вместо того чтобы выезжать за границу, все чаще остаются отдыхать в Польше. Существуют и другие формы развлечений. Так, например, у нас большое количество людей увлекается театрализованными постановками рыцарских турниров. Польша, кстати, является в Европе лидером с точки зрения количества таких групп – они расходятся по всем замкам и дворцам, где показывают свои программы перед публикой... Так что частично – это игра, которая все-таки может быть и бизнесом – ведь мастера, изготавливающие все кольчуги, доспехи, щиты и ружья, без сомнения, имеют заработок, так как это стоит довольно дорого.

- А каким образом в Польше развиваются благотворительные программы?

- У нас есть очень известное движение под названием «Большой оркестр праздничной помощи». Это просто название акции, не имеющее ничего общего с музыкальным оркестром, но его смысл заключается в том, что этот оркестр – все мы – оркестр наших сердец, жителей Польши. Акция проходит ежегодно в течение 17 лет. Смысл в том, чтобы в один день собрать деньги, которые будут предназначены для помощи детям. В один год это могут быть, например, детские дома, в другой – онкологические отделения больниц, на третий год – помощь слабым новорожденным и т.д. «Оркестр» это самая масштабная благотворительная акция в Европе, так как в один день ее осуществляют миллионы людей. Каждый хочет получить специальный значок - маленькое красное сердечко – свидетельство пожертвования, собранного молодыми волонтерами. Акция проводится повсеместно. И представьте – за это время мы построили, реконструировали и оснастили почти 600 госпиталей для детей. Для такой страны, как Польша, это серьезная цифра. В последнее время у нас появляется множество других благотворительных фондов, которые оказывают существенную помощь государству; появляется все больше известных людей, которые присоединяются к этому движению.

- Ваше пожелание читателям «РВ»?

- Кризис – временное явление. Россия – вечна!

Беседовала Лада МЕРКУЛОВА
03.06.2009


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©