НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

С Новым годом, 2017-м!

С Новым годом, 2017-м! Семнадцатый год в России – говорящая цифра. Её знает каждый житель нашей страны. Поэтому поздравления с наступающим семнадцатым годом звучат несколько двусмысленно.
Подробнее »

 
китайский контрафактный круг
или почему представители Поднебесной побеждают нас на нашем же рынке
Несколько лет назад один из руководителей белорусского автозавода большегрузных автомобилей вернулся из поездки в Китай совершенно больным: там, не разобравшись, кто он, услышав только, что гость имеет отношение к белорусским «большегрузам», завалили его предложениями поставить по бросовым ценам любое количество запчастей и узлов к его продукции. Заодно предложили комплектующие для трактора МТЗ, российских ЗИЛа, КАМАза – хоть ремонтируй, хоть целиком машину собирай. …

Да они нас скоро задушат своей некачественной дешевкой, убивался белорус.

Задушить пока не задушили, хотя, наверное, и не прочь, а вот укрепиться на наших просторах за последние годы китайцам удалось весьма серьезно. Машиностроители, тракторостроители- все, как один, тихо ужасаются, глядя на экспансию дешевых и ненадежных китайских машин и механизмов. «В Сибири еще год-два, и МАЗ будет полностью вытеснен китайскими автомобилями», - констатировал вернувшийся недавно из командировки в Кузбасс Владимир Кузнецов. Он, представьте себе, частный детектив, то есть явление скорее эксклюзивное для нас. И- что совсем уж необычно –специализируется на делах, связанных с подделками и воровством интеллектуальной собственности в промышленности. Мы к нему еще вернемся, разбираясь, почему в России очень хорошо чувствует себя именно китайская одноразовая дешевка.

Речь именно о ней, дешевке; качественный китайский товар – тема отдельная, он и стоит соответственно, и служит, как должно, но не ему кланяется российский рынок.

Факты «втемную»

Я напросился на встречу с начальником одной из таможен, по информации знающих людей, «не берущего» и за государство болеющего. Он согласился поговорить при условии, что имени его я не назову. Выводы таможенник сделал резкие и конкретные, совсем не чиновничьи.

«Есть два устойчивых мифа. Первый: таможенники будто бы специально за мзду пропускают через границу китайские подделки продукции наших заводов, - сказал собеседник. – Неправда это. Большинство наших предприятий, изделия которых подделываются, так и не включили свои товарные знаки в специальный таможенный реестр, их знаки не защищены и мы, следовательно, не контролируем этот момент. Мы вообще не имеем права задерживать такую продукцию. Наша обязанность - проверить оформление документов и обеспечить уплату таможенных сборов. И все! Мы в принципе могли бы начать разбирательство по конкретным случаям даже без реестра, если бы получили заявление производителя относительно поставок контрафакта, но на моей памяти такого заявления не было. Так какие могут быть к таможне претензии?».

Второй миф, отметил собеседник, вот какой: «Таможенники, будучи, якобы, в сговоре с поставщиками, принимают и оформляют китайские товары по заведомо заниженным, бросовым ценам. Утверждать так «за всю Россию» не следует. Иначе получается, раз китайские товары на нашем рынке очень дешевы, то вся таможня, вплоть до последнего таможенника, куплена. Так думать как минимум нелепо».

Но цены за китайские товары на таможенной границе поставщики действительно выставляют необычайно низкие, и здесь есть очень большая и неприятная проблема, отметил собеседник. Пояснил: «Таможенники проверяют цену товара, сильно ли она отличается от средней, по специальным справочникам, каталогам, по базам данных. Только в случае с Китаем это невозможно. У нас нет полноценной и достоверной ценовой информации по Китаю, нет официальной основы, позволяющей «тормозить» на границе китайский товар с заведомо заниженной таможенной стоимостью. Основываясь на собственном опыте, рискну утверждать, что цена обычно занижается процентов на сорок, иногда на пятьдесят. Но бывает, что и до восьмидесяти доходит».

Мне оставалось только спросить, почему так?

«Да потому что это выгодно кому-то из так называемых «очень серьезных людей», - считает таможенник. – Просматриваются во всем этом признаки хорошо поставленной системы. И малый, и средний бизнес тоже активно возит из Китая товар, ему позволяется возить: в потоке поставок проще скрыть хорошо налаженные каналы, приносящие сверхприбыли побольше, чем в «нефтянке». Вот такой вывод напрашивается».

Между тем, напомнил собеседник, в Китае «есть соответствующие российские представительства. Но ценовую информацию мы не получаем».

В воздухе периодически время от времени начинает носиться идея создать рабочую группу из представителей Минэкономразвития, Минпрома, ФТС, налоговой службы. Такая группа могла бы решить проблему, считает таможенник. Но, добавил он, «поносившись в воздухе, идея столь же периодически в нем и растворяется».

С выводами, конечно, можно и не соглашаться, хотя в свете случившейся уже после нашего разговора громкой истории с закрытием Черкизовского рынка все теперь видится иначе, чем раньше. Это же факт: поток дешевого некачественного товара из Китая становится все мощнее. Восток РФ уже однозначно предпочитает китайские погрузчики, автомобили и т.д.; добрались они и до европейской части России, и до Белоруссии.

Что в «сухом остатке»?

Между тем, уже упоминавшийся Владимир Кузнецов, знающий проблему, утверждает: «В аппарате торгового представителя Китая в России готовы рассмотреть любые предложения российской стороны, дать имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию». Конечно между словами «говорить» и «делать» - дистанция огромного размера, но тем не менее…

Вообще, утверждает Кузнецов, времена, когда Поднебесная любой ценой пыталась выпихнуть на чужие рынки свой дешевый низкокачественный товар, уже проходят. Официальный Китай заинтересован закрепить выход на рынки, доказать, что он может выпускать изделия, способные конкурировать не только ценой, но и качеством. Поток состряпанного на коленке товара для заграницы по большому счету ему уже невыгоден. К тому же у по-настоящему серьезных китайских производителей достаточно заказов для своего все еще «голодного» внутреннего, даже в кризисные времена растущего рынка; если они и берутся за зарубежный заказ, то не заинтересованы в том, чтобы «гнать» некачественную продукцию для внешнего потребителя.

Откуда же тогда поток некачественного товара в наши Палестины? Да сами российские контрагенты, считает Кузнецов, и провоцируют производство плохих дешевых изделий, требуя от китайских партнеров уместиться в таких-то, крайне низких, ценовых параметрах. Для исполнителя (а это отнюдь не крупные производители качественного товара, а второстепенные и третьестепенные фирмы) главное - сделать так, как заказчик просит, и заработать. В итоге в изделиях стоят детали едва ли не из бумаги. А сертификаты соответствия товара российским требованиям, и все об этом знают, можно в России купить легко и непринужденно и – главное – дешево.

Конечно, есть на нашем рынке китайские товары не только откровенно плохие или просто плохие - есть и удовлетворительного качества. Но они все равно дешевле наших товаров из-за меньших, чем российские, издержек производства. С ними-то, тем не менее, можно было бы конкурировать. Но сегодня бал правят откровенно плохие и просто плохие товары.

Как делать-то будем?

Надо сопротивляться экспансии. Но как? Вон уже и РЖД, громко ратуя за российское, потихоньку заказывает в Китае рельсы и прочее литье.

Правда, мы тоже хороши: очень часто наши предприятия делают ставку на выпуск готовой продукции, а запчасти - на втором плане. Свято место не бывает пусто, и вот уже накатывает вал китайских запчастей к нашим тракторам, автомобилям, погрузчикам и т.д. «В Сибири я говорил с людьми, досконально знающими тамошний автомобильный рынок. Так вот, они уверены, что еще год-два, и наши машины будут вытеснены китайскими автомобилями. У наших - слабый сервис. Неделями жди оригинальные запчасти - или бери китайские подделки. Выгодней покупать одноразовый китайский грузовик. Сделан он почти из бумаги, но зато очень дешевый. «Убил» его, выбросил, купил новый», - рассказывал Владимир Кузнецов.

Итак, люди все чаще покупают китайское - оно дешевое, год, а то и два, отработает. А дальше? А вот заглядывать дальше в будущее у людей и у компаний пока элементарно не хватает денег, тем более кризис на дворе. Есть и другие причины. В Кемеровской области тьма грузовиков «Howo», они работают на «левой» добыче угля, на так называемых «закопушках». Нагрянет милиция – не жаль технику бросить.

Работающие в России дилеры мировой известности марок карьерных самосвалов и экскаваторов, по их словам, тоже ощущают давление китайской техники. Еще бы: китайцы дилерскую скидку своим партнерам предлагают раза в три большую, чем западные компании.

Словом, пора, пора на деле поддержать наших производителей, иначе мы проиграем в собственной стране. Почему бы и нам не проявить «китайскую мудрость» и не спланировать, как противостоять «восточному нашествию» и как возвращать катастрофически теряемые позиции?

Самим нашим производителям сделать это весьма трудно, они сдаются. Вот в итоге и получается, что в Челябинске российская компания «Уральский погрузчик» с некоторых пор завозит и продает китайские погрузчики. А ведь страну, если у нее свое производство в загоне, никто не будет воспринимать серьезно. Мы, конечно, грозимся догнать и перегнать, хотим для этого даже кризис использовать; мол, особые возможности появляются. Они-то, может, и появляются, да только впечатление от этого такое, будто мы бежим вдогонку одновременно за всеми и во все стороны сразу.

Может, нужен какой-то комитет, что ли, специальный, или серьезный фонд содействия развития производства? Так, чтобы можно было сказать властям: вот эдак и вот так надо поступить, если не хотите, чтобы мы все сами ненароком китайцами не стали. А власти, выслушав, взяли бы да и сделали так, чтобы конкуренция была справедливой, то есть производить стало бы однозначно выгодно (вот в Америке, и не только там, благодаря политике государства местные производители вполне успешно конкурируют с китайской продукцией). И чтобы это система была, а не одноразовая акция.

Иван БОНДАРЬ
22.07.2009


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©