НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Фильм для НАТО про лесных братьев снял эсэсовец из детского сада

Ещё не утих скандал с размещением на сайте НАТО фильма «Лесные братья. Сражение за Балтию», в котором в позитивном ключе показаны нацистские коллаборационисты в военных кепи Вермахта и с германским оружием в руках, как стали известны новые сенсационные подробности. Подробнее »

 
Россия и США ищут пропавший самолет на дне моря и архивов
Latvijas avīze
После встречи Обамы и Медведева возобновилось расследование судьбы экипажа американского самолета, сбитого в 1950 году недалеко от Лиепаи.

После двухнедельного пребывания в Латвии и Литве по своим домам — в США и Россию — отправились двое людей, которых объединяет одна цель, узнать все, что возможно об американском самолете, который 8 апреля 1950 года был сбит недалеко от Лиепаи советскими истребителями и судьбе его экипажа, состоявшего из десяти человек.

Один из них — отставной контр-адмирал Российского морского флота и историк Борис Новый — в Латвию вернется совсем скоро, в октябре, чтобы вместе с историком Гунаром Силакактиньшем начать изучение документов в Латвийском государственном архиве. Второй человек — Джеймс Коннел — уже семнадцать лет связан с событиями, произошедшими в 50-м году в окрестностях Лиепаи. Именно столько лет он является экспертом в объединенной комиссии США и России по делам военнопленных и военных лиц, пропавших без вести.  Последние восемь лет Коннел работает в Вашингтоне, перед этим десять лет он руководил московским бюро Комиссии.

Последние четыре года работу в комиссии продолжала только американская сторона, однако после встречи президентов Обамы и Медведева президент России подписал распоряжение возобновить работу Комиссии. Коннел надеется, что уже к 20-му заседанию Комиссии, которое  пройдет в ноябре в Москве  будет официально утвержден и ее новый состав и сопредседатель. А тем временем Б.Новый и Дж.Коннел  продолжают свои исследования. Журналист «Latvijas avīze» встретилась с обоими историками в Лиепае, за несколько дней до их отъезда.

Встреча со свидетелями

В течение двух недель в Латвии и Литве оба исследователя побывали в госархивах Литвы и Латвии, встретились с жителями Курземского взморья, сотрудниками музея и портов в Вентспилсе, Павилосте и Акменьрагсе. Изучение архивов продолжится после того, как будут рассмотрены все описания архивных свидетельств. Изучением описаний займется Г.Силакактиньш. «Главное, что нас интересует — архив документов пограничного контроля СССР, - рассказывает Дж.Коннел. Судя по описаниям, в латвийском архиве должны быть эти документы, в Вильнюсе так же хранится часть записей погранохраны, остальные увезены в Москву».

В архивах пограничной охраны представители комиссии надеются найти сообщения, которые бы подтвердили рассказы нескольких свидетелей. Например, примерно в то же время, когда был сбит американский самолет, на побережье Курземе выбросило один или два трупа, которые затем подобрали советские пограничники. Один из таких рассказов Б.Новый и Дж.Коннел слышали и в этот раз. Капитан рыболовецкого корабля Язеп Скудра, которому в 1950 году было 14 лет, вспоминает, как весной, когда листья на березах начали распускаться, в Юркалне на берег выбросило труп в черной форме. Судя по одежде погибший был иностранцем. Труп пролежал на пляже два дня, после чего приехали пограничники и его увезли. Перед этим двое свидетелей в Лиепае рассказывали, что в 1950 году в мае видели как ночью, на небольшое кладбище недалеко от Лиепаи, подъехала тяжелая автомашина из которой через ограду был перетащен труп. После чего люди в форме НКВД закопали труп в углу кладбища.

Возможно, в архивах можно будет найти свидетельства о найденных на побережье между Вентспилсом и Клайпедой вещах или деталях самолета. Там же могут быть и данные о людях, которые в то время служили в пограничной службе Балтийского моря, и возможно, это поможет найти кого-то из них.

В поисках самолета

И хотя судьба экипажа сбитого самолета изучается с 1995 года, когда в Лиепаю впервые прибыли представители правительственной комиссии США, удалось выяснить совсем немного. «Единственное что мы фактически знаем, что в район, где упал самолет, на следующий день были направлены два быстроходных катера, которые ничего не нашли. Через десять дней в этом месте уже работали 14 военных кораблей Балтийского флота и примерно 200 водолазов, в том числе и с Черноморского морского флота. Все это подтверждают официальные документы из архивов СССР. Такой крупномасштабной операции в Балтийском море больше никогда не проводилась и, если самолет был там, где его искали, его должны были найти. Однако этого не произошло. Значит, искали не в том месте», - уверен Б.Новый.

Он не верит рассказам о том, что части самолета и его экипаж были подняты в тот раз, так как никаких подтверждений этим рассказам нет. По мнению Б.Нового стоит организовать новую поисковую операцию, западнее  места поисков 1950 года.  Сообщения пилотов советских истребителей абсолютно идентичны, так что скорее всего писались по одному образцу или под диктовку, что может свидетельствовать о том, что машина была сбита над территориальными водами СССР, но затем сумела «дотянуть» до нейтральных вод, которые находятся примерно в 14 морских милях от берега, где и упала в море. Не исключает Б.Новый и того, что самолет был сбит и над нейтральными водами или даже за ними.

Исследователи не сомневаются, что самолет, который хоть и пролежал в море почти 60 лет, мог хорошо сохраниться. Тому доказательством служит операция, проведенная шведами в 2003 году, когда из моря был поднят двухмоторный самолет типа «DC3», сбитый советскими «MiG15» 13 июня 1952 года, спустя всего два года после того, как недалеко от Лиепаи был сбит американский летательный аппарат. Корпус шведского самолета, пролежавшего более 50 лет на дне, очень хорошо сохранился. Подробнейший отчет о поднятии «DC3» получили и американцы. Что интересно,  многие из родственников шведских летчиков до самого конца  были уверены, что их родные живы. Их надежды поддерживали сообщения о том, что в советских лагерях встречались иностранные летчики. Однако останки экипажа шведского самолета были найдены внутри машины. Подобные настроения царят и среди родных экипажа американского самолета, однако правду можно будет узнать, лишь найдя самолет.

Готовы ли американцы поднять свой самолет? «Шведская операция - очень хороший прецедент», - отмечает Коннел. В этом году в истории комиссии впервые был поднят из воды сбитый у берегов Вьетнама американский вертолет. Однако прежде чем решать вопрос о поднятии самолета, его в первую очередь необходимо найти, считает Дж.Коннел. Возможно, что найдя самолет и изучив его, будет принято решение его не поднимать. «Пока что ясно только одно — пока это дело досконально не изучено, его нельзя закрывать», - уверен Дж.Коннел.
***
Справка
Задача рабочей группы Российско-американской объединенной комиссии (созданной с благословения Била Клинтона и Бориса Ельцина в 1993 году) по поиску военнопленных и без вести пропавших - прояснить судьбу военных лиц, пропавших на территории СССР в период холодной войны.

Самолет США, сбитый 8 апреля 1950 года недалеко от Лиепаи, это первый инцидент во время холодной войны на территории СССР, во время которого без вести пропал экипаж самолета из десяти человек. В период времени до 14 декабря 1965 года, когда над Черным морем была сбит последний американский самолет, в общей сложности пропало 10 самолетов с 90 членами экипажа (всего в это время над территорией СССР были сбиты 37 самолетов США). Лишь одно из десяти дел — речь идет о самолете с 17 членами экипажа, который в 1958 году был сбит над территорией Армении — закрыто, так как найдены останки нескольких членов экипажа.

***
Как это произошло
8 апреля 1950 года. Висбаден, Германия, зона американской оккупации. Военный аэродром, который работает как штабной объект военной авиации США, самолет  PB4Y2 "Privateer" мощностью 3600 лошадиных сил разогревает моторы. За день до этого четырехмоторный самолет прибыл со своей главной базы в Марокко. Разбежавшись, 21-тонный аппарат поднимается в воздух и берет курс на северо-запад, его задача пролететь без посадок до Копенгагена и обратно. Перед стартом капитан корабля Джон Генри Фет получает письмо с надписью: «Открыть над Балтийским морем».

Пролетая над Германией, самолет у Травеминде оставляет зону английской оккупации и спустя 18 минут пролетает над южной оконечностью Фальстерских островов.  Командир точно соблюдает полученные секретные указания, об этом сообщил радист Джозеф Реннир в последнем сообщении, полученном с самолета. Дальнейший полет проходил с отклонением в более чем 300 миль от первоначального курса на Копенгаген в полной эфирной тишине.

Вскоре после полудня похожий на бомбардировщик силуэт самолета показался над Лиепаей. Что заставило командира экипажа так опасно изменить курс и залететь в 12-мильную пограничную зону СССР так и осталось неизвестным. В инструкции к полету было указано об обязательном соблюдении дистанции — 20 миль от береговой линии.

По тревоге была поднята вся противовоздушная система обороны северо-западного берега СССР. После нападения двух «MIG-15» американский самолет загорелся, однако смог отлететь в нейтральные поды и упал в 14 милях к западу от Лиепаи. Позднее Москва официально заявляла, что сбитый самолет был знаменитый  B29 и оказал сопротивление. На самом деле «Privateer» не был вооружен.

После трагического инцидента госдепартамент США повторно заявил, что не признает включение Латвии в состав СССР и запретить самолетам США летать вблизи латвийских территориальных вод может только ее законное правительство. Это происшествие вновь привлекло внимание Западного мира к тому, что СССР считало Балтийское море своей собственностью.

Сармите Пуяна
29.08.2009
http://www2.la.lv/lat/latvijas_avize/jauna...inas/?doc=62241

 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©