НовостиФорумПишите намФотогалереяПоискАрхив

Фильм для НАТО про лесных братьев снял эсэсовец из детского сада

Ещё не утих скандал с размещением на сайте НАТО фильма «Лесные братья. Сражение за Балтию», в котором в позитивном ключе показаны нацистские коллаборационисты в военных кепи Вермахта и с германским оружием в руках, как стали известны новые сенсационные подробности. Подробнее »

 
Советник по вопросам экономики и торговли при посольстве Латвии в России Олаф Слутиньш: предприниматели в России в значительной мере зависят от расположения должностных лиц
Latvijas Avīze
Новая Рижская дума обещала открыть настежь двери российских магазинов и рынков для латвийских товаров. Каковы реальные возможности экспорта в Россию и особенности сотрудничества в интервью газете «Latvijas Avīze» рассказывает советник по вопросам экономики и торговли при посольстве Латвии в России Олаф Слутиньш (как ранее сообщал федеральный еженедельник "Российские вести", Олаф Слутиньш работает в Москве в интересах "Бюро по защите конституции" - прим.пер).

- От политиков слышны различные советы, в каких экспортных направлениях Латвии следует ориентироваться. Еврокомиссар Андрис Пиебалгс считает, что первичным рынком должен стать ЕС, в свою очередь новая Рижская дума  серьезно работает над созданием благоприятной среды для экспорта в Россию. Каковы, на Ваш взгляд, шансы Латвийских товаров в России?

– Для предпринимателей, на мой взгляд, важен не вопрос, какой из рынков является приоритетным, а где он сможет продать свой товар. Конечно, следует учитывать, что при экспорте в Россию риски выше, нежели при экспорте в ЕС. Да, для бизнесменов российский рынок более понятен, нежели для представителей западных стран, кроме того, наша конкурентоспособность на этом рынке весьма велика. Однако политический фон не стимулирует взаимную торговлю. В России можно работать, но риски высоки.

Есть мнение, Россия большая, и денег, особенно в Москве, там много. Но это не земля обетованная. Необходимо получить сертификацию, уладить таможенные вопросы, существует множество бюрократических преград, надо считаться с непрогнозируемой государственной политикой России, в том числе и протекционизмом на различных уровнях.

Поэтому самое безопасное ставить на экспорт как в страны ЕС, так и на российский рынок.

– С чем необходимо считаться бизнесменам, у которых нет опыта на российском рынке? С чего начинать, чтобы их товар оказался там, где его увидят все?

– Необходимы знания, деньги и работа. Сейчас я один работаю в представительстве, поэтому возможностей найти вместо предпринимателя рынок сбыта у меня не много. Предприятиям следует как можно лучше подготовиться к экспорту, важно четко представлять свое предложение. В России никто не будет терять время на звонки и вопросы, «что вы нам собираетесь предложить». Начав работать в российском направлении, предприятиям необходимо уметь отвечать на элементарные вопросы, какой товар, какая цена, время доставки, способ расчетов, качество товара, сертификация.

Если предприниматель придет с корзинкой печенья и скажет, я хочу его продавать, никто его не станет слушать. Он должен сразу сообщить, когда и в каких объемах он начнет поставки, какой будет логистика, цена и все остальное. Магазины, которые торгуют товаром предпринимателя, не волнует, как этот товар доставлен, им важно, чтобы это было сделано во время. Если товар не доставлен, или начисляются штрафные санкции или им просто больше не торгуют.

– А латвийские компании готовы работать на российском рынке?

– К готовности наших компаний работать в России я отношусь довольно скептически. Так, например, уже давно санкт-петербургские супермаркеты высказывали заинтересованность в импорте латвийских мясных продуктов. Однако так ничего сделано и не было, хотя интерес со стороны латвийских компаний был. Дело так и не пошло.

То же самое произошло и с производителями рабочей одежды. Две латвийские компании высказали желание экспортировать свой товар, мы нашли в России 14 покупателей. Это много. А после этого наши предприятия просто пропали. Москвичи мне звонили и спрашивали: «куда делись ваши компании»?

– Получается, что латвийские бизнесмены не держат своих обещаний? Это не отразилось на уровне доверия к латвийскому представительству?

– Упомянутые мною случаи не самые вопиющие, к сожалению, такое «исчезновение» происходит очень часто. Когда так поступают маленькие компании, еще можно понять. Однако так действую и большие, серьезные компании. Один латвийский производитель текстиля таким образом обманул представителей российской торговой сети «Детский мир», которому принадлежат 87 универсальных магазинов. Они нас очень душевно приняли на самом высоком уровне, с нами встречались пять опытных женщин, которые нам сказали: «Латвийские товары знаем, их качество нас устраивает, дайте нам образцы и цены». После чего мне пришлось две недели звонить, чтобы получить от этой компании прейскурант, и еще три недели прошло, пока я смог от них получить образцы. Когда я с ними пришел к вышеупомянутым дамам оказалось, что присланные образцы не отвечают тому, что указанно в прейскуранте. Хотя они и признали, что цена приемлема, а качество образцов хорошее. Ответить на вопрос, когда вы принесете соответствующие прейскуранту образцы, я так и не смог. Я понял, что у предприятие, которое так легкомысленно работает с экспортными партнерами, не заинтересовано в экспорте. Если проблемы начинаются еще на этапе, когда надо просто продемонстрировать товар и цену, то что будет, когда надо будет улаживать вопросы о конкретных заказах, поставках и расчетах?

И это только один из многих случаев.

– Говорят, что главными проблемами российского рынка является политика, низкие цены, безбожно задерживаемые платежи и даже бандитизм. Насколько все это соответствует действительности?

– С одной стороны - это правда, с другой - мы тоже не такие уж «белые и пушистые». С домашней работой, которую необходимо провести, прежде чем начинать экспорт, у нас совсем не все в порядке.

– Насколько благоприятен для латвийского экспорта российский политический фон? Насколько наши политики обеспечивают баланс интересов Латвии с возможностями, который может дать российский рынок?

– В Латвии политическую среду воспринимают иначе, нежели в России. Если в России президент говорит, что такое-то и такое-то государство проводит враждебную нам политику, то это влияет и на дальнейшие действия министерств. Ну кто из министров захочет дружить с неугодной России страной? А если министр не хочет дружить, то это не хотят делать и министерские департаменты и руководители подчиненных ведомств. Это отношение по цепочке доходит даже до частного бизнеса. Предприниматели в России в большой мере зависят от расположения политиков и должностных лиц. Последний в любой момент может задать бизнесмену вопрос: «Вы что, продаете продукцию не дружественного нам государства»? Чтобы перестали торговать продукцией из какого-то государства, можно сделать много чего.

– Какая страна сегодня недружественна России?

– Сейчас идет война с Литвой. Однако россияне все балтийские страны воспринимают как единое целое и, если есть какие-то нелады с Литвой, то они автоматически причисляют и Латвию к кругу недоброжелателей и предпочитают с балтийцами не иметь дел вовсе.

– Какие латвийские товары могут выдержать российские политические антипатии и будут интересовать импортеров в этом государстве?

– Русские готовы покупать товары хорошего качества за хорошую цену. Товары, произведенные в Балтии, простыми гражданами России считаются отвечающими их требованиям еще с советских времен. Они эти времена вспоминают с ностальгией. Вспоминают, что радиоприемник VEF был самым лучшим, спрашивают, куда подевались микроавтобусы RAF, считают, что латвийские продукты, особенно шпроты, самые вкусные. Чтобы с таким позитивным отношением, как к латвийским товарам, продавать товары из любой другой старой страны ЕС, пришлось бы вложить астрономические деньги. Но и все равно не было бы гарантии, что в сознании каждого человека укрепилась мысль, что эта страна продает хорошие, качественные товары. У Латвии этот кредит доверия очень высокий, главное нам самим его не растратить. Возможно, именно поэтому на российский рынок сумели так успешно зайти латвийские производители нижнего белья. Людям они нравятся, и они их с удовольствием покупают. На мой взгляд, хорошие перспективы и у машиностроительных компаний.

– На полках в московских магазинах намного более жесткая конкуренция, нежели в рижских магазинах. Это говорит о том, что за место надо бороться. Хватит ли в этой борьбе политических симпатий, приятных цен и хорошего качества?

– Вход в розничные сети дорогой. Они диктуют свои правила, очень жесткие, так как их главная задача максимально увеличить свою прибыль. За место на полке просят 100 тысяч рублей (около 1600 латов) за три месяца. Еще требуют деньги за рекламу товара, чтобы люди его покупали. Но и это еще не все. Если конкретный товар идет не так хорошо, как хотел бы того магазин и не приносит им прибыль, на которую он рассчитывал, магазин может просто отказаться от товара без каких либо санкций со стороны производителя. Латвийские компании не могут себе это позволить.

Я живу в Москве недалеко от универмага, куда хожу за покупками. И мне не удается привыкнуть к одному продукту, потому что предложение постоянно меняется. Когда спрашиваю у продавца, куда делся полюбившийся мне продукт, она мне обычно отвечает, что не стоит есть одно и тоже каждый день и надо пробовать что-то новенькое. Чаще всего меняется ассортимент сахара, баранок, молока, конфет.

Нужно так же учитывать, что Россия это не гомогенное поле с едиными условиями игры. В общей сложности на российском рынке еще много свободного места и свою нишу здесь может найти любой. Но и это будет стоить денег, времени и сил. Чтобы его завоевать надо работать, тут нельзя просто разослать предложение на английском языке 10 возможным партнерам и ждать, пока кто-нибудь из них откликнется. Нет, если хочешь работать в России, надо все отложить в сторону и найти человека, который постоянно будет заниматься этим рынком. Тогда будут и результаты. и удастся избежать богатых на выдумку людей, которых здесь хватает.

– Чего нашим предпринимателям стоит опасаться?

– Прежде всего – проблем с платежами. Если российскому бизнесмену кто-то не заплатил, он может не платить и своим партнерам. В любом случае «на дурочку» начинать партнерство не стоит.

– У вас есть «черный список» российских компаний, которым не стоит доверять?

– Такого списка нет, в России миллион компаний. Однако есть учреждения, которые занимаются проверкой надежности возможных партнеров. Они не только скажут, как долго работает потенциальный партнер и какие у него долги, но и проведя углубленную проверку, могут выяснить его связь с криминальными структурами. Это важно. Ведь риск больше, чем на Западе.

– На латвийские компании серьезно повлияла девальвация российского рубля. Как Россия преодолевает экономический кризис?

– В России кризиса, в таком понятии как в Латвии, нет. Здесь об этом никто не говорит. Послушайте хотя бы речи российского президента, в них такое слово даже не используется. Говорится, что страна переживает не простой экономически период, что глобальный кризис оказал влияние и на Россию, но не говорится о том, что в России кризис. Хотя в реальности он ощущается.

Доказательство тому визит латвийской строительной компании в Москву весной этого года. Мы поняли, что строительный рынок России полностью остановился. Ни одно из наших мероприятий, хотя мы и провели беспрецедентную информационную компанию, разослали письма с приглашениями, обзвонили крупнейшие компаний, не вызвало никакого интереса. Даже на уровне предложений.

Это говорит о том, что и в России есть проблемы с деньгами, так как большие объекты требуют больших оборотных средств. Россия зависит от цен на нефть, и пока она падает, денег становится меньше и кризис может наступить.

Ивета Томсоне
24.09.2009

Источник - http://www2.la.lv/lat/latvijas_avize/jauna...vija/?doc=63965


 

Вернуться назад Версия для печати
 
 
 
В случае опубликования материалов ссылка на "Riga.Rosvesty.ru" обязательна.
Федеральный еженедельник «Российские Вести»
Все права защищены 2006 ©